Становление и развитие России как федератив. гос-ва.
I этап: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 13.01.1918г., провозгласила Россию федерацией. - Россия объявл-ся Республикой, вся власть в центре и на местах принадлежит этим советам; республика учр-ся на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.
Это же положение содержалось и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", которая также уточняла способ установления отношений между центральной властью и органами будущих республик.
К РСФСР 1918г., принятая 10.07.1918г., закрепила федерат-й принцип орг-ции гос-го ед-ва РСФСР, согласно к-му РСФСР д. была стать федерат-м гос-вом с авт-ми образ-ями.
II этап: Вступление РСФСР в состав СССР совпало с завершением становления самой РСФСР. РСФСР признала полную гос самост-ть Эстонии, Латвии и Литвы (декабрь 1918г.), Белоруссии (январь 1919г.), Украины (январь-февраль 1919г.). В 1920г. образ-сь Азербайджанская и Армянская Советские Республики, а в начале 1921г. - Грузинская.
В 1923г. упраздняются авт-е трудовые коммуны, к-е преобразуются в авт-е республики. Возникает новая форма авт-и – нац-й округ (в 1925г. в составе Пермской области образован Коми-Пермяцкий нац-й округ, в 1929-1930гг. в ряде краев и областей РСФСР создаются Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ненецкий нац-е округа). -
Эк-кий, политич-й и культурный рост российских авт-й обусловил переход к еще более высокой форме нац-й гос-ти народов России. Авт-е области были преобразованы в авт-е республики (Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Удмуртская).
К СССР 1924г.: необх-ть приведения союзными республиками своих к-ций в соответствие с К СССР. Была утв-на измененная К РСФСР 1925г.: огранич-ся круг полномочий верховных органов Республики. Союзным органам б. переданы внешние сношения, оборона, рук-во транспортом и связью. Однако РСФСР и в рамках СССР оставалась суверенным гос-вом.
III этап: К СССР 1936г., принятая в связи со вступлением в новый этап развития, знаменовавшийся построением основ социализма, обусловила принятие новой К РСФСР 1937г., к-я в свою очередь закрепила в составе РСФСР 17 авт-х советских социал-х республик, 6 краев, 19 областей - согласно Варлен М.В. - 30 областей.
IV этап: Годы великой отечественной войны 1941-1945гг.: Сталинский тоталитарный режим, ряд репрессивных мер по отношению к целым народам. После окончания ВОВ 1941-1945гг. терр-рия РСФСР расширилась.
V этап: К СССР 1977г., принята в связи со вст-ем в этап "развитого социализма", обусловила принятие новой К РСФСР 1978г., кот-я закрепила в составе РСФСР 16 авт-х советских социалист-х республик, 6 краев, 49 областей, 2 города республик-го подчинения (Москва, Ленинград), 5 авт-х областей в составе краев, 10 авт-х округов в составе краев и областей, кот-е перечислялись в Конституции.
Стремление всех союзных республик к независимости привело к распаду СССР. Декларация "О гос. суверенитете РСФСР" 1990г., принятая I съездом депутатов РСФСР 12.06.1990г. провозгласила гос-й суверенитет РСФСР на всей ее терр-рии. В некот-х автономиях РСФСР усилились сепаратистские настроения, породившие требования выхода из состава РСФСР (например, Чечня). Учитывая все это, IV съезд народных депутатов признал необх-м повысить правовой статус всех авт-х республик, исключив из их названия слово "автономная" - автономные республики стали республиками в составе РСФСР. Наряду с этим правовой статус республик в составе РСФСР получили все бывшие авт-е области, кроме Еврейской авт-й области.
Федерат-й договор 1992г. был подписан его уч-ками 31.03.1992г., впоследствии стал частью К РСФСР 1978г. в редакции 1992г., закрепившей в составе РФ 21 респ-ку, 6 краев, 49 областей, 2 города ф.з., 1 авт-ю область, и 10 авт-х округов в составе краев и областей.
Федерат-м договором предусмотрено разгранич-е предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти и органами гос-й власти субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга, авт-й области и авт-х округов в составе РФ).
21.04.1992г. VI съезд народных депутатов РФ своим законом внес изм-я в официальное название страны: вместо РСФСР она стала называться РФ.
Конституция 1993г., принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г., закрепила федеративное устройство РФ в составе 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов).
79. Федеративный договор 1992г: основ. содержание и знач-е. Декларация о суверенитете (?).
Федерат-й договор 1992г.о разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти субъектов в составе РФ представлен 3-мя самост-ми Федерат-ми договорами:
· ФД "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" от 31.03.1992г. подписан полномочными представителями РФ и 17 республик.
· ФД "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга РФ" от 31.03.1992г. подписан полномочными представителями РФ и 6 краев, 49 областей и 2 городов (Москвы, С-Петербурга).
· ФД "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти авт-й области, авт-х округов в составе РФ" от 31.03.1992г. подписан полномочными представителями РФ и 1 авт-й области (Еврейской) и 10 авт-х округов.
В Федеративных договорах уст-ны след-е положения:
Вопросы ведения фед-х орг-в гос-й власти РФ: -принятие и изм-е К РФ и фед-х законов, контроль за их соблюдением; - федеративное устр-во и терр-рия РФ, состав РФ и ее целостность; утвержд-е образ-я новых краев, областей, авт-х областей, авт-х округов; утвержд-е изм-й границ; - регулир-е прав и свобод чел-ка и гражд-на, регулир-е и защита прав нац-х меньш-в; гражд-во РФ; - уст-е с-мы фед-х органов законодат-й, исп-й и судебной власти; формир-е федер-х гос-х органов; - фед-я гос-я собств-ть и упр-е ею; - уст-е основ фед-й политики и феде-е пр-мы в области гос-го, эк-го, эколог-го, соц-го, культурного и нац-го разв-я в РФ; - уст-е правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамож-е регулир-е, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федер-е эк-кие службы, в т.ч. фед-е банки; - фед-й бюджет; фед-е Н и С; фед-е фонды рег-го разв-я и т. д.и
Вопросы совм-го ведения фед-х органов гос-й власти РФ и органов гос-й власти субъектов в составе РФ: -обеспеч-е соотв-я К-ций и законов республик в составе РФ, уставов и иных НПА краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга, НПА авт-й области, авт-х округов в составе РФ К РФ и законам РФ; - защита прав и свобод чел-ка и гражд-на; обеспеч-е законности, правопорядка, обществ-й безоп-ти; - исключ-но для республик – разгран-е гос-й собств-ти; - общие вопросы воспит-я, образов-я, науки, культуры, физ-й культуры и спорта и т.д.
Вопросы ведения органов гос. власти субъектов в сост. РФ.
Республики обладают всей полнотой гос-й власти на своей тер-рии, кроме тех полномочий, кот-е переданы в ведение фед-х органов гос-й власти РФ. Терр-рия и статус республики не м. быть изменены без ее согласия.
Все полномочия гос-й власти, не отнес-е к ведению фед-х органов гос-й власти РФ и к совм-му ведению фед-х органов гос-й власти РФ и органов гос-й власти др. субъектов осущ-ся органами гос-й власти др. субъектов самост-но в соотв-и с К РФ.
Фед. органы гос. власти РФ по соглашению с органами гос. власти субъектов в составе РФ м. передавать друг другу осущ-е части своих полномочий, если это не противоречит К РФ и законам РФ.
Отнош-я между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами гос-й власти субъектов в составе РФ строятся на основе:
§ К РФ, К-ций республик, взаимоуважения и взаимной ответств-ти - для республик;
§ К РФ, взаимоуважения и взаимной ответств-ти - для краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга;
§ К РФ и фед-х законов - для авт-й области, авт-х округов.
Споры разрешаются с обязат. использованием согласительных процедур в порядке, установленном К РФ и законами РФ.
Уст-е ФД разгр-е предметов ведения и полномочий не м. быть изменено в одностороннем порядке.
ФД "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" от 31.03.1992г. вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов РФ он стан-ся частью (самостм разделом) К РФ. Изм-я и доп-я в этот раздел К РФ вносятся с согласия респ-к, подписавших Федеративный договор. Положения Федеративных договоров "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и С-Петербурга РФ" и "О разгр-и предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос-й власти РФ и органами власти авт-й области, авт-х округов в составе РФ" внос-ся в порядке совместной законодат-й инициативы на Съезд нар-х депутатов РФ для их оформл-я в кач-ве раздела К РФ.
Гарантии суверенитета РФ.
Конституционно-правовой статус РФ устанавливается Декларацией о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г., Федеративным договором от 31.03.1992г., К. РФ от 12.12.1993г.
Выражая волю народов России, Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. провозгласила гос. суверенитет РСФСР на всей ее территории, что впоследствии было закреплено в К. РФ от 12.12.1993г. Таким образом, суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону .
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства проявляется в 3-х элементах:
1. Верховенство гос. власти выражается, прежде всего, в верховенстве К. и ФЗ на всей территории РФ.
2. Единство гос. власти (разделение властей по "горизонтали") выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть.
3. Независимость гос. власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Гарантии суверенитета.Защита РФ и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной (ВС РФ), дипломатической (Президентом РФ и Правительством РФ, а также гос. органами, которые руководят различными отраслями управления), правоохранительной (правоохранительными органами), а также правовой (путем законодательной и другой нормотворческой деятельности гос. органов власти).
Способы обеспечения конституционно-правового статуса РФ как суверенного государства:
1) Территориальное единство РФ. Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. закрепила, что терр. РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. В гл.1 К. закреплено, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст.4).
2) Полная международная правоспособность РФ: в ведении РФ находится внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; внешнеэкономические отношения РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
3) Единое гражданство РФ: гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002г. №62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные К. РФ. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
4) Единство гос власти в РФ: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3). Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на зак., исп. и суд.
5) Единство правовой системы в РФ: К. РФ и ФЗ имеют верховенство на всей терр. РФ. К. РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей терр. РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К.
6) Гос. собственность РФ: в РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос., муниципальная и иные формы собств-ти. Земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, гос-ной, муниципальной и иных формах собственности.
7) Единство экономического пространства, единство финансовой, денежной и кредитной системы РФ: в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности .
8) Единство Вооруженных сил РФ
9) Государственный язык РФ. В гл.3 Конституции "Федеративное устройство" (ч.1.ст.68), а также в Законе РСФСР "О языках народов РФ" от 25.10.1991г. №1807-1 закреплено, что гос. языком РФ на всей ее территории является русский язык.
Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн, столица.