Понятие и формы гос. устройства.

Форма гос-ва - это способ организ-ии гос. власти, охватывающий форму правления, форму гос. устройства и полит. режим:

1) Форма правления - порядок образования и организ-и высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением. Различают монархию и республику.

2) Форма гос. устройства - территориальная организация государства, т.е. состав государства, правовое положение составных частей государства, их взаимоотношения с государством в целом. Различают унитарное и федеративное государство.

a) Унитарное гос-во - простое единое гос-во, территория к-го делится для удобства управления только на админ.-территориальные единицы, не обладающие признаками гос-венности.

Признаки унитарного гос-ва: политическое и территориальное единство государства; единое гражданство; единые законод., исполнительная и судебная системы; централизация гос. власти.

В завис-ти от вида контроля за деят-тью админ.-территориальных единиц различают централизованные унитарные гос-ва, в к-х за местными органами осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников (Норвегия, Дания), и децентрализованные унитарные гос-ва, в к-х за местными органами осущ-ся косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия (Испания, Франция).

Кроме того, унитарное гос-во м. б. национальным (пр., Польша, Япония) и многонациональным (например, Китай, Афганистан).

b) Федеративное гос-во - сложное, союзное гос-во, части к-го являются гос. образованиями и обладают в той или иной мере гос. суверенитетом и другими признаками гос-венности (это добровольное образование в отличие от империи, к-я формируется насильственным путем и хар-ся сильной централизованной властью). В федерации наряду с фед. органами власти сущ. и органы власти субъектов федерации, взаимоотношения к-х строятся на основе распределения функций и полномочий между ними.

Признаки федеративного государства: два уровня гос. аппарата - федеральные органы гос. власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации; две системы законодательства - федеральная и каждого субъекта федерации; две судебные системы – общефед. и субъектов федерации; две системы налогов - федеральная система налогов и налоговая система субъектов федерации; разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; "двойственность" гражданства, т.е. гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.

Федерации бывают симметричные (с одинаковым статусом субъектов, например, США) и асимметричными (с неодинаковым статусом субъектов, например, Россия).

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации - в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки (например, США, Мексика), и национальные федерации - основной деления территории служит субъективный фактор: нац. состав населения и поэтому различают нац. республики, автономные округа, области (Россия, Югославия).

c) Конфедерация - это союз суверенных гос-в, образованных для совместного решения полит., эк. и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых закон. органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США) либо распадается (Автро-Венгрия). Виды: межгос. союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых гос-в; содружества образованы из гос-в, которые обрели гос. суверенитет, но не в состоянии сущ. самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ); сообщества гос-в - это переходные формы гос. союзов, в основе к-х лежат межгос. договоры (Европейский Союз); как правило, сообщества имеют надгос. органы и бюджет, а целью сообщества является, прежде всего, поднятие эк. потенциала путем отмены таможенных, визовых и др. эк. барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций, которые представляют собой полит. и военные союзы 2-х и более гос-в, созданных для оборонит-х и наступат-х целей при наличии общего противника.

Иная классификация форм государственного устройства:

1) Простое (унитарное) государство.

2) Сложное государство:

a) Протекторат - это договорный союз 2-х государств, в котором одно (более сильное) гос-во оказывает покровительство другому (более слабому) гос-ву: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.

b) Уния представляет собой межгос. объединения различ. хар-ра:

§ федерации - постоянные государственные образования;

§ конфедерации - временные союзы суверенных государств;

§ монархические унии - добровольные объединения 2-х государств под властью одного монарха;

§ империи - сложные гос-ва, созданные насильственным путем;

§ фузии - воссоединенные государства, образованные в результате исторически закономерного слияния;

§ инкорпорации - исторически не оправданное присоединение одного государства к другому.

3) Полит. режим - система методов, способов и средств осуществления гос. власти. Режим хар-ет правовое положение личности в обществе и гос-ве, ее фактическое положение, воздействие гос-ва на полит. жизнь страны и другие черты. Различают демократический и антидемократический политический режим.

Наши рекомендации