Законность, правопорядок и общественный порядок.
Законность может быть определенна как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
Правопорядок - это фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Говоря иначе, - это система общественных отношений, основанных на нормах права. Правопорядок, следовательно, является результатом соблюдения законности.
Основой правопорядка является право, а условие его достижения выступает законность.
Поскольку социальным назначением права является регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упорядочности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. регулярно достигнутая правовая урегулированность общественных отношений. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечно счёте обеспечение правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством. Не случайно одной из функций государства является правопорядок.
Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления - общественного порядка. В отличие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.). Следовательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.
Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смыслах.
В широком (можно сказать - в научном) его понимании общественный порядок охватывает все общественные отношения, регулируемые социальными нормами.
В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений, складывающийся только в общественных местах (на улицах, в парках, кинотеатрах, на дискотеках и т.п.). Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.
69. Права человека: понятие и содержание.
Юридическая связь между личностью и государством находит выражение в правовом статусе личности, под которым понимается совокупность прав, свобод и обязанностей человека, закрепленных в нормативных правовых актах определенного государства.
В соответствии с тем, что личность может рассматриваться в общечеловеческом аспекте, в плане принадлежности к определенному государству, к известной социальной группе и как отдельный индивид, права и обязанности личности могут подразделяться на права и обязанности человека, гражданина (подданного), а также члена определенной социальной группы и конкретного индивида.
Следовательно, и объем прав и обязанностей в этих случаях может быть неодинаковым. Обычно граждане государства обладают ими в большем объеме, чем лица, не являющиеся гражданами. Правовой статус личности является определяющим показателем демократичности соответствующего общества, государства, их правовой системы. Однако при всех условиях формирования правового статуса личности любого государства (особенно если оно претендует на название правового) необходимо в максимально возможной степени учитывать выработанный мировым сообществом исходный базовый уровень прав и свобод человека, т.е. отвечать международным стандартам. Как известно, такие стандарты закреплены в ряде международно-правовых актов, это, прежде всего принятые Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.) и два факультативных протокола к пакту о гражданских и политических правах. Они в совокупности получили название Международного билля о правах человека. Следует также упомянуть Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую социальную хартию, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Основные права и свободы, изложенные в актах ООН, распространяются на всех людей планеты. Они имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участников, и их граждане имеют право в установленном порядке обращаться за защитой своих прав в специальный Комитет по правам человека при ООН. Наряду с органами ООН действует и Европейская система защиты прав человека.
Зависимость правового статуса личности от ее фактического общественного положения обусловливает необходимость его рассмотрения на различных социальных уровнях. Права, свободы и обязанности, относящиеся ко всем гражданам, т.е. носящие всеобщий характер, рассматриваются в юридической литературе как общий правовой статус гражданина. Юридические же права и обязанности, касающиеся определенных слоев, групп, коллективов граждан, т.е. связанные с выполнением ими определенных социальных ролей и юридически их оформляющие, составляют особые (специальные) правовые статусы (сотрудника ОВД, судьи, студента, пенсионера и т.д.).