Методы общей теории государства и права.
Предмет общей теории права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым принято понимать совокупность изучаемых закономерностей образования, функционирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной действительности. Иными словами, предмет исследования науки - это то, что соответствующая наука изучает.
Юридическая наука (юриспруденция), как и любая иная наука, также имеет свой предмет исследования. Общая теория государства и права относится к общетеоретической части юриспруденции и имеет собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, содержание, формы и социальное назначение. Однако в учебной и научной литературе встречаются и иные трактовки предмета общей теории государства и права, отличающиеся более широким содержанием. Наряду с упомянутыми закономерностями некоторые авторы к ее предмету относят определенные правовые категории, характерные признаки, черты государственных и правовых явлений и сами эти явления (механизм государства, право, правосознание, правоотношения, правопорядок, юридическую ответственность и т.д.)1.
В связи с тем, что при подобном подходе к предмету общей теории государства и права относятся довольно разноплановые элементы (закономерности, категории, инструментарий правового регулирования), встречаются попытки разграничивать понятия предмета и объекта общей теории государства и права.
Представляется более обоснованной позиция тех авторов, которые видят в предмете общей теории государства и права, как и любой другой общетеоретической науки, именно общие закономерности становления, развития и функционирования государства и права как общественных явлений, их сущность и содержание. Поскольку же познание этих закономерностей возможно лишь путем изучения самих государственных и правовых явлений, допустимо рассмотрение последних в качестве объекта общей теории государства и права.
Форма государства (понятие, основные элементы). Взаимосвязь между типом и формой государства.
Под формой государства понимается организация (структура) и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства.
В юридической литературе большинством авторов форма государства рассматривается в составе трех компонентов:
- формы правления (структура высших органов государственной власти, порядок их образовании и взаимодействия). Это монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая, парламентская, выборная); республика (парламентская, президентская, полупрезидентская или смешанная)).
- формы государственного устройства (национальное и административно - территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти). Бывает простая – унитарные государства (Беларусь), сложная – федерация (Россия, США); конфедерация (государство, входящее в состав полностью сохраняет свою государственную самостоятельность) – Сенегамбия, Швейцарский союз. А также сложной формой государственного устройства является империя.
- политико-правового режима (совокупность способов и методов осуществления государственной власти).
Хотя некоторые ученые к форме государства относят только форму правления и форму государственного устройства. Что касается политико-правового (политического) режима, то они считают, что его следует относить не к форме, а к сущности государства, поскольку в этом случае речь идет о самом существе власти.
Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, черт, присущих государствам определенной цивилизации или общественно-экономической формации.
Форма государства во многом зависит от конкретного исторического условия его возникновения и развития. Решающее влияние на неё оказывает сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.
Теория разделения властей.
17. Понятие и виды органов государства. Место и роль органов внутренних дел в аппарате государства.
Орган государства - это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями.
Государственные органы обладают определенными признаками:
Во-первых, государственный орган, являясь самостоятельным элементом механизма (аппарата) государства, образуется и упраздняется в установленном законом порядке;
Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. В соответствии со своей компетенцией орган издаёт обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания, адресованные, например, персонально определённым гражданам или должностным лицам;
В-третьих, государственный орган характеризуется определённой структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции;
В-четвёртых, орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органов.
Органы государства классифицируются по различным основаниям:
По принципу разделения властей:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
- контрольно-надзорная.
По характеру формирования:
- первичные (возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы));
- производные (создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)).
В зависимости от территориальной сферы деятельности:
- высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд);
- центральные (отраслевые министерства, ведомства);
- местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).
По способу осуществления своих полномочий:
- коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) органы государства;
- единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.
По характеру компетенции:
- общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы);
- специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
18.Политическая система общества: понятие и структура. Эволюция политической системы белорусского общества.
Политическая система общества – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.
Основными элементами политической системы являются:
- государство как особая организация политической власти, имеющие официальный статус политические партии;
- общественные объединения (общественные движения, профессиональные, женские, молодежные, творческие союзы, клубы избирателей и др.);
- институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).
С середины 80-х годов и до настоящего времени в Республике Беларусь появилось большое количество политических партий, других общественных объединений и движений, принципиально отличающихся по многим аспектам от существовавших ранее. По данным на 1996 год в республике только политических партий различной окраски и направленности насчитывалось 35, других общественных объединений – 610. Основными причинами их возникновения и численного роста является утрата доверия к существовавшим ранее общественным объединениям и государственным структурам, неудовлетворённость социально-экономической и политической ситуацией в стране. Практически все новые общественные объединения выступают под лозунгом демократизации государственной и общественной жизни, правового государства, прав и свобод личности, хотя понимают их по-разному и предлагают различные пути их совершенствования.
В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви.
Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.
19. Место и роль государства в политической системе общества, его взаимодействие с другими субъектами политической деятельности.
По мнению исследователей, особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:
Во-первых, выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежностей;
Во-вторых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;
В-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
В-четвёртых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене;
В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определение национальной политики. Если государство перестаёт служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.
В политической системе особую роль играют политические партии. Политические партии имеют свою структуру, выражает интересы тех или иных общественных классов, социальных слоёв, групп и объединяет наиболее активных их представителей. Как правило, партия ставит задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, социально-экономических и политических преобразований, достижение намеченных идеалов.
Когда мы говорим о взаимоотношениях государства и негосударственных организаций необходимо всегда иметь в виду, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер: государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д. Усиление сотрудничества и взаимодействия всех субъектов политической системы будет работать на стабилизацию общественной жизни, установление в обществе режима реальной демократии. Все структурные элементы политической системы – государственные и негосударственные организации, трудовые коллективы действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.
Формы (источники) права.
В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального внешнего выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Юридической науке известно несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.
Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).
Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению определенного государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическом делу придается значение общей нормы. В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием.
Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания. Национальной правовой системой Республики Беларусь используются в качестве форм (источников) права нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Доминирующее положение занимает нормативный правовой акт.
Правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применяемые обычаи оговариваются в законодательстве.
Несколько более широкое распространение получил нормативный договор.
К разновидностям договора с нормативным содержанием относятся соглашения по поводу условий труда, занятости, социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях.
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.
Виды правовых норм.
Существует достаточно много оснований для классификации норм права по видам.
В зависимости от функциональных особенностей отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные. Значит, можно выделять нормы материального и процессуального права. По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления их участникам прав и возложения на них обязанностей. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав.
По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы подразделяются на обязывающие, управомочивающие, запрещающие.
Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий.
В соответствии с этим критерием классификации выделяются, поощри - тельные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества.
Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть реализовано как-то иначе участниками правоотношений. Диспозитивные нормы допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения.
Выделяются также рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений компетентных органов о путях решения определенных вопросов, которым в случаях их принятия придается юридическое значение.
Правовые нормы можно классифицировать и по юридической силе, они могут быть нормами закона, если содержатся законах, и подзаконными нормами, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.).
По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), и нормы с неопределенным сроком действия, т.е. постоянные.
По месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (определённой местности), а так же локальные нормы, т.е. нормы, По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.
Предмет общей теории права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым принято понимать совокупность изучаемых закономерностей образования, функционирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной действительности. Иными словами, предмет исследования науки - это то, что соответствующая наука изучает.
Юридическая наука (юриспруденция), как и любая иная наука, также имеет свой предмет исследования. Общая теория государства и права относится к общетеоретической части юриспруденции и имеет собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, содержание, формы и социальное назначение. Однако в учебной и научной литературе встречаются и иные трактовки предмета общей теории государства и права, отличающиеся более широким содержанием. Наряду с упомянутыми закономерностями некоторые авторы к ее предмету относят определенные правовые категории, характерные признаки, черты государственных и правовых явлений и сами эти явления (механизм государства, право, правосознание, правоотношения, правопорядок, юридическую ответственность и т.д.)1.
В связи с тем, что при подобном подходе к предмету общей теории государства и права относятся довольно разноплановые элементы (закономерности, категории, инструментарий правового регулирования), встречаются попытки разграничивать понятия предмета и объекта общей теории государства и права.
Представляется более обоснованной позиция тех авторов, которые видят в предмете общей теории государства и права, как и любой другой общетеоретической науки, именно общие закономерности становления, развития и функционирования государства и права как общественных явлений, их сущность и содержание. Поскольку же познание этих закономерностей возможно лишь путем изучения самих государственных и правовых явлений, допустимо рассмотрение последних в качестве объекта общей теории государства и права.
Методы общей теории государства и права.
В науке (и, в частности, в юриспруденции) господствующим является мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера можно классифицировать на три основных вида:
1. Всеобщий, т.е. философский, мировоззренческий метод. Его всеобщность, универсальность, выражается в том, что он используется во всех науках и на всех стадиях научного познания, при исследовании всех явлений окружающего нас мира, включая государство и право.
Материалистический метод характеризуется признанием в качестве определяющего фактора в общественной жизни людей материальных отношений, признанием первичности материи по отношению к сознанию. Иным, противоположным мировоззренческим подходом к научным исследованиям государства и права отличается идеалистический метод. Он характеризуется признанием определяющей роли сознания (его «первичности») в отношении возникновения и развития государства и права.
Диалектический метод базируется на признании того положения, что явления окружающей нас действительности находятся в непрерывном взаимодействии, движении, изменении и развитии. Что касается метафизического метода, то это философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Этот метод в противоположность диалектике рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник их развития. 2. Общие методы. Они используются в различных науках с учетом специфики предмета каждой из них. В их числе методы сравнения, системного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
3. Частные методы. Их главное отличие заключается в том, что они
вырабатываются и применяются только отдельной наукой, в нашем случае -
юриспруденцией, в том числе и общей теорией государства и права. Прежде
всего, это такие специально-правовые методы исследования, как формально-догматический, сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм, социально-правового эксперимента и др.
3. Место и роль общей теории права в системе общественных и юридических наук.
К числу общественных наук относится и наука о государстве и праве. Она изучает процессы их возникновения, функционирования и развития наряду с другими социальными науками. Современная правовая наука, в свою очередь, подразделяется на ряд обособившихся ветвей, которые могут быть объединены в три основные группы:
1. Общетеоретические и исторические правовые науки. Это, прежде
всего история государства и права и теория государства и права, исследующие их сущность и содержание, условия и причины их возникновения, основные этапы и перспективы развития, специфические формы и характерные черты функционирования с целью определения соответствующих закономерностей. Некоторые авторы в качестве самостоятельных правовых
наук выделяют общую теорию права, философию права, социологию права,
энциклопедию права. 2. Отраслевые юридические науки. Они исследуют закономерности формирования, развития и функционирования отдельных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.
3. Специальные (прикладные) юридические науки. К их числу относят
криминалистику, судебную медицину, судебную психиатрию, судебную статистику и др. Содержание и назначение этих наук заключается в использовании достижений неюридических наук (физики, химии, биологии, медицины статистики и др.) для решения проблем юридического характера.
Общая теория государства и права выполняет особую, связующую роль между рядом общественных наук и науками юридическими. По сути, она является прямым продолжением философии, особенно той ее части, которая исследует наиболее общие закономерности развития общества.