Политико-правовой режим: понятие и виды.

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует фор­му государства. Он охватывает как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических образований (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Если государство использует недемократические, не правовые методы осуществления власти, то в обществе складывается недемократический по­литико-правовой режим, и, наоборот, в случаях, когда государство выступает как легитимный, правовой институт общества и действует на основе демократических принципов, складывается демократический тип режима.

Несмотря на многообразие конкретных режимов, в зависимости от на­бора и содержания методов и средств, используемых государством для осу­ществления власти, политико-правовой режим можно подразделять на де­мократический и недемократический.

Демократический политико-правовой режим характеризуется реаль­ным функционированием институтов народовластия. Это, прежде всего при­знание народа первичным и единственным источником государственной власти, обеспечение политического разномыслия, свободное формирова­ние и функционирование негосударственных структур общества, выборность и систематическая сменяемость органов государственной власти, их подконтрольность народу и функционирование только на правовой основе, дей­ствие принципа разделения властей, участие граждан в деятельности орга­нов государства на основе прямой и представительной демократии, реаль­ное осуществление прав и свобод личности, демонополизация средств мас­совой информации, открытая деятельность политической оппозиции и т.д.

Недемократический политико-правовой резким, напротив, отличается нетерпимостью к инакомыслию, господством официальной идеологии монополизацией государством средств массовой информации, ограничением или запретом деятельности негосударственных организаций граждан и отсутствием свободных, контролируемых общественностью выборов органов государственной власти, их сменяемости на правовой основе, использованием в повседневной практике преимущественно принудительных не правовых методов управления, отсутствием легальной оппозиции, систематическим подавлением, дискредитацией политических оппонентов, маскировкой недемократического властвования при помощи формального закрепления в нормативных актах демократических институтов, прав и свобод личности, использованием социальной демагогии для дезориентации населения, милитаризацией общества и т.п.

14. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития общества, выражающие его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы деятельности государства функции подразделя­ются на внутренние и внешние. К внутренним функциям следует отнести:

1. Правоохранительную функцию. Она включает в себя все основные формы правовой деятельности.

2. Экономическую функцию.

3.Социальную функцию. Это деятельность государства по выработке и осуществлению социальных программ, обеспечивающих достаточный уро­вень благополучия различных социальных групп общества.

4.Экологическую функцию

5.Идеологическую функцию.

6.К внешним функциям государства относятся:

1.Оборона страны. Она заключается в поддержании на должном уровне обороноспособности страны, ее вооруженных сил в целях отражения воз­можных внешних угроз, обеспечения национальной безопасности, защита суверенитета и территориальной целостности государства.

2.Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. Эта деятельность, направленная на многообразное и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе через универсальные, региональные и иные международные организации в
дипломатической.

3.Участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран
мирового сообщества.

По важности в научной литературе выделяются также основные и не­основные функции государства. Представляется, однако, что этот критерий классификации весьма сложно определить. Тем более, если под функцией государства понимаются основные направления деятельности государства, то, по логике, не основная его деятельность не может рассматриваться в ка­честве функции.

15.Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.

Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного механизма. Понятия «механизм государства» и «аппарат государства», по мнению некоторых авторов, в своей основе со­впадают. Под государственным аппаратом понимается система ор­ганов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие государствен­ного механизма включаются также «материальные придатки» (вооруженные силы, полицейские формирования, пенитенциарная система, предприятия, учреждения науки и образования и др.), опираясь на которые государствен­ный аппарат осуществляет свою деятельность.

Таким образом, механизм государства в широком его понимании - это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений государства, его материальных придатков, организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм современного государства весьма сложен, он имеет множе­ство органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсис­темы, которые занимают неодинаковое в нем место и находятся в сложных отношениях субординации и координации.

В механизм государства включаются и государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциаль­ные функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, куль­туры и др. Их руководящие органы (администрация) входят в систему госу­дарственных органов.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются отправные положения, начала, основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляются его организация и деятельность. К ним относятся:

1. Принцип демократизма, предполагающий широкое участие граждан в формировании и деятельности государственных органов.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную,
судебную, позволяющий предотвращать произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, обеспечивающий информирование населения о содержании работы любых государственных органов.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности механизма госу­дарства.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных служащих, их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны.

Теория разделения властей.

17. Понятие и виды органов государства. Место и роль органов внутрен­них дел в аппарате государства.

Орган государства - это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями.

Государственные органы обладают определенными признаками:

Во-первых, государственный орган, являясь самостоятельным элемен­том механизма (аппарата) государства, образуется и упраздняется в установленном законом порядке;

Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. В соответствии со своей компетенцией орган издаёт обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания, адресованные, например, персонально определённым гражданам или должностным лицам;

В-третьих, государственный орган характеризуется определённой структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции;

В-четвёртых, орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органов.

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные;

- контрольно-надзорная.

По характеру формирования:

- первичные (возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы));

- производные (создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)).

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

- высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд);

- центральные (отраслевые министерства, ведомства);

- местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

По способу осуществления своих полномочий:

- коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) органы государства;

- единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.

По характеру компетенции:

- общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы);

- специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

18.Политическая система общества: понятие и структура. Эволюция политической системы белорусского общества.

Политическая система общества – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Основными элементами политической системы являются:

- государство как особая организация политической влас­ти, имеющие официальный статус политические партии;

- обществен­ные объединения (общественные движения, профессиональные, женские, молодежные, творческие союзы, клубы избирателей и др.);

- институ­ты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).

С середины 80-х годов и до настоящего времени в Республике Беларусь появилось большое количество политических партий, других общественных объединений и движений, принципиально отличающихся по многим аспектам от существовавших ранее. По данным на 1996 год в республике только политических партий различной окраски и направленности насчитывалось 35, других общественных объединений – 610. Основными причинами их возникновения и численного роста является утрата доверия к существовавшим ранее общественным объединениям и государственным структурам, неудовлетворённость социально-экономической и политической ситуацией в стране. Практически все новые общественные объединения выступают под лозунгом демократизации государственной и общественной жизни, правового государства, прав и свобод личности, хотя понимают их по-разному и предлагают различные пути их совершенствования.

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви.

Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.

19. Место и роль государства в политической системе общества, его взаи­модействие с другими субъектами политической деятельности.

По мнению исследователей, особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

Во-первых, выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежностей;

Во-вторых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

В-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

В-четвёртых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене;

В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определение национальной политики. Если государство перестаёт служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.

В политической системе особую роль играют политические партии. Политические партии имеют свою структуру, выражает интересы тех или иных общественных классов, социальных слоёв, групп и объединяет наиболее активных их представителей. Как правило, партия ставит задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, социально-экономических и политических преобразований, достижение намеченных идеалов.

Когда мы говорим о взаимоотношениях государства и негосударственных организаций необходимо всегда иметь в виду, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер: государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д. Усиление сотрудничества и взаимодействия всех субъектов политической системы будет работать на стабилизацию общественной жизни, установление в обществе режима реальной демократии. Все структурные элементы политической системы – государственные и негосударственные организации, трудовые коллективы действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Наши рекомендации