ВОПРОС № 4 «СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ИХ СООТНОШЕНИЕ»
Система законодательства, как система права это некое единое целое состоящее из отдельных частей. Таковыми частями являются нормативные правовые акты, состоящие из статей и разделов, и их совокупности - отрасли законодательства И поскольку нормативно-правовые акты являются внешней формой выражения правовых норм - первичных элементов системы права, то можно сделать вывод о том, что система права и система законодатепьства - это одно и то же.
Однако это не так.
системы законодательства Основные различия системы права и состоят в следующем: -
1. Первичным элементом системы права является правовая норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, тогда как первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая далеко не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.
2. Система права - это внутренняя форма права, его содержание, его строение по отраслям права и институтам, тогда система законодательства - это внешняя форма права, внешнее выражение институтов и отраслей права в нормативно-правовых актах в их совокупности.
3. Каждая отрасль права имеет единый предмет и метод правового регулирования, в силу чего нормы отрасли права отличаются довольно высокой степенью однородности тогда как отрасли законодательства, регулируя определенные сферы экономической и социальной жизни людей, выделяются, как правило, только по предмет/ регулирования и не имеют единого метода.
4. Система права имеет первичный характер, тогда как система законодательства - вторичный: законодательство всегда производно от права, его целей и принципов. Если система права складывается объективно в соответствии с объективно существующими реальными общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна ибо зависит от воли законодателя.
5. Система права имеет только отраслевое строение, тогда как система законодательства помимо этого характеризуется еще и иерархическим строением, поскольку она ориентирована не только на систему права, но и на форму государственного устройства.
В целом же, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но при этом несколько с разных его сторон: как бы с внутренней и внешней, чем обусловлено их общее социальное назначение. А соотношение системы права и системы законодательства - это одно из наиболее трудных научных и практических проблем теории права, разрешить которую весьма не просто
С учетом этого законодатель формирует (трактует) систему законодательства - как совокупность нормативных правовых актов (внешних форм выражения юридических норм) расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни
Пример.
2. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственные механизм, исключающий произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц
3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.
4 Принцип законности в деятельности всех составных частей механизма государства.
5. Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов, предполагающий их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны.
Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека
Можно не сомневаться, что построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе этих принципов будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране, повышению благосостояния народа.
Как мы отметили, государственный аппарат состоит из государственных органов.
Что же представляет собой такой орган?
Государственный орган - это составное звено аппарата государства, имеющие определенную структуру, выполняющие конкретные государственные функции и наделенные для этого властными полномочиями
Признаки государственного органа:
1. Образуются и действуют в установленном законодательством порядке.
2. Имеет определенную структуру.
Структура - это взаиморасположение и связь составных элементов государственного органа Как правило, каждый государственный орган имеет сложную структуру, т.е. значительное количество подразделений, которые имеют свое наименование Например, парламент состоит из двух пала г (в Республике Беларусь - это Совет Республики и Палата представителей), в них образуются постоянные и временные комиссии, также имеющие свое название (например, постоянная комиссия Совета Республики по налогам и бюджету), и др.
3. Каждый государственный орган обладает определенной компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей определенного содержания и объема.
4. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются:
- в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты;
- в обеспечении выполнения правовых актов государства путем применения различных методов, в т.ч. и метода принуждения.
5. Государственный орган состоит из государственных служащих (чиновников).
6. Орган государства для осуществления своей компетенции располагает материальной базой и финансовыми средствами.
Органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главная задача которого -- обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства.
Хотя органы государства тесно взаимодействуют, однако каждый из них выполняет конкретные задачи, формируется определенным образом, деятельность каждого из них организована в соответствии с законодательством Все это является основаниями классификации органов государства
Классификация органов государства:
1. По принципу разделения властей:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные
Об этих органах мы подробно поговорим во 2-м вопросе лекции.
2. По объему компетенции (по положению в иерархической структуре аппарата государства):
- высшие (центральные) - парламент, президент, правительство;
- местные (муниципальные) - исполнительные органы, местные (муниципальные) советы.
3. По характеру (широте) компетенции:
- общей компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов) - парламент, правительство:
- специальной компетенции (специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни) - министерство. органы внутренних дел.
4. По порядку (способам) образований.
- выборные (избираемые) - парламент, президент, муниципальные (местные) советы:
- назначаемые - министерства, исполнительные органы на местах
Об этом тоже пойдет речь во 2-м вопросе лекции.
5 По способу принятия решений.
- коллегиальные (решение принимается большинством голосов) - парламент: