Вопрос 3 «государство и другие элементы политической системы»

Государство и общественные организации (политические партии и движения, профсоюзы, творческие союзы и др.) - самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, относящих­ся к их компетенции.

Вместе с тем структурные элементы политической системы тесно взаимодействуют между собой. В частности, демократические государства всемерно поддерживают самодеятельность общественных организаций которые в свою очередь помогают государству решать задачи социально-экономического и культурного характера, участвуют в формировании органов государственной власти и т.д.

В политической системе особую роль играют политические партии.

Политическая партия - это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими( посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе.

Исторически партии возникли как союзы единомышленников, разделяющих определенную идеологию. Однако не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией.

Признаки политических партий.

1. Партия - наиболее активная и организованная часть класса, группы, слоя населения (общества) и т.д.

2 Партия - идеологическая общность людей.

3 Партия - это добровольное формирование на основе свободного волеизъявления граждан.

4. Является самоуправляемым объединением.

5. Имеет определенную организацию, структуру, дисциплину и т.д.

Как правило, партия ставит задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, социально-экономических и политических преобразований, достижения намеченных идеалов

Конституции большинства стран мира содержат нормы, реп/лирующие правовое положение партий, а в целом ряде государств приняты законы о политических партиях (ФРГ, Италия, Испания, Россия, Беларусь и т.д.).

В политической системе общества партии, в свою очередь, образуют партийную систему.

Партийная система - совокупность партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.

Наукой доказано и практикой подтверждено, что возрастание роли политических партий является характерной чертой формирования и развития демократических государств.

Это обусловлено следующим: -

- буржуазное.

- социалистическое.

В основе цивилизационного подхода лежат определенные уровни человеческой цивилизации или в узком смысле слова - правовой культуры общества. Соответственно этому в качестве типов права выделяют: -

- древнее:

- средневековое;

- современное право.

В свою очередь древнее право подразделяется на:

а) древневосточное (обычное);

б) древнегреческое (полисное);

в) римское.

Средневековое подразделяется на: -

а) Европейское (партикулярное);

б) раннепрецедентное;

в) восточно-религиозное.

Современное право подразделяется на: -

а) Романо-германское (континентальное);

б) Англосаксонское (прецедентное):

в) Религиозно-традиционное (мусульманское, индусское и другие).

Для нас наибольший интерес представляют правовые системы (семьи) современного права, которые мы крат­ко рассмотрим.

а) Романо-германское (континентальное) право.

К романо-германской правей семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в ХП-ХУ1 веках на базе Свода законов Юс­тиниана в общую для многих европейских стран юридическую науку. (Франция, Италия, Бельгия, Швейцария, Авст­рия, Венгрия, Беларусь, Украина и др.).

Характерные черты романо-германской правовой семьи: -

1 Наличие писаного права.

2. Единая иерархическая система источников права.

3. Деление системы права на отрасли.

4. Носит ярко выраженный кодифицированный характер.

Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нор­мами которых признается высший юридический авторитет

б) Англосаксонское (прецедентное) право.

Основой такого права является прецедент, т.е. решение государственного органа (судебного, административ­ного) по конкретному делу, которому придано значение общего правила, обязательного при рассмотрении аналогич­ных дел в последующем (США, Англия, Канада, и др.).

Пример:

Принято считать, что в США существует 51 система права: 50 - в штатах и одна федеральная. В общей слож­ности в США ежегодно публикуется около 300 томов судебной практики. Кроме того, множество принимаемых зако­нов, особенно в штатах, делает правовую систему США сложной и запутанной. (См. учебник А.Ф.Вишневского «Об­щая теория государства и права» - Мн., 2002г., стр. 315).

в) Ррщиплтип-ТРАЛИ! 1МПЦИПР

(Иран, 11акистан, Ливия, Судан, Алжир, Египет, Сирия. Индия и др.).

1) Самой крупной ветвью данной правовой семьи является мусульманское право.

История мусульманского права начинается с пророка [Мухаммеда (570-632гг.). который от имени Аллаха (Бога) адресовал основные правила поведения верующим мусульманам.

Источниками права являются: Коран, сунна, иджма и кийяс.

Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произ­несенных им в Мекке и Медине.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм - традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые служат образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкованиями: докторами мусульманской религии.

Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в ид- жме. поэтому Коран и сунна непосредственно юридического значению не имеют.

2. Индусское право. (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Танзания и др.).

Нормы индусского права изложены в книгах, называемых шаетры. По религии индуизма мир покоится на трех основах, трех движущих силах в поведении людей: добродетели (дхарма), интересе (артха), удовольствии (кама)

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исто­рического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени и вы­ступает ныне одним из важнейших компонентов юридической системы индийского общества.

Индусское право тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верова­ния. идеологические ценности: мораль, философия, которые закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.

Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семей­ных. наследственных отношений, кастовом статусе человека и т.д.

Кроме выше рассмотренных правовых систем существует их еще большое количество (около 200). См. учеб­ник А:Ф.Вишневского, Мн., 2002г., стр.305). Если кого-то заинтересует данный вопрос, вы можете с ними ознакомить­ся самостоятельно по учебнику Р.Т.Мухаева «Теория государства и права», М.. 2002г.. стр. 344-366.

ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:

Т.о.. правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 нацио­нальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга Это вполне закономерно, поскольку право кон­кретной страны развивалась в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только отличаются друг от друга, обладают дос­тоинствами и недостатками, но имеют и общие черты, позволяющие формировать глобальные закономерности и тен­денции права.

( ВОПРОС № 3. «ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ».

Итак, мы выяснили, что право является репулятором общественных отношений, определяет наш быт, поведе­ние и т.д. Но только ли с помощью норм права это делается'?

Какими нормами установлено, например, правило: -

а) Что каждый гражданин должен быть предан Родине'?

б) Что заставляет при встрече приветствовать друг друга?

в) Уступать место в транспорте пожилым людям? и т.д.

Очевидно, не нормы права. А что же?

Начнем с того, что дадим понятие нормы вообще, тем более, что это слово мы будем употреблять в дальней­шем очень часто.

Норма - это признанный обязательным порядок или правило, которое регулирует деятельность людей.

Все действующие в обществе нормы можно разделить на следующие виды: -

I Технические нормы.

2. Социальные нормы.

1. Технические нормы - это правила поведения, содержание которых составляют технические приемы обра­щения людей с орудиями труда, различными техническими средствами.

Они определяют поведение, взаимодействие человека с природой в процессе различных видов жизнедеятель­ности, в том числе при управлении машинами и механизмами, осуществлении строительного дела, при проведении агротехнических работ и т.д.

В современных условиях технические нормы имеют особое значение, т.к. их несоблюдение, ошибки в эксплуа­тации высокотехнологических объектов, природных ресурсов и т.п. могут привести к крупным экологическим катаст­рофам, другим негативным результатам.

Пример:

а) Катастрофа на Чернобыльской АЭС - 1986г.

б) Гибель атомохода «Курск» - 2000г.

2. Социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регули­рующее их поведение в обществе.

Социальные нормы многообразны и обладают различными признаками. В целях выявления природы, содер­жания, специфики социальных норм наука использует различные основания, критерии их деления, классификации на определенные группы, виды. В юридической науке наиболее распространенными критериями классификации соци­альных норм является специфика их возникновения, сфера действия и особенности регулирования ими обществен­ных отношений, а также способы обеспечения.

Исходя из этих оснований, социальные нормы подразделяются на следующие основные виды:

а) Нормы права - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными госу­дарственными органами.

б) Нормы морали (нравственности) - это правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соот­ветствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести порядочности, долге и справед­ливости и т.п. и обеспечиваемые силой общественного мнения.

в) Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) - это правила поведения, установленные учре­дительными или руководящими органами различных общественных объединений, организаций (партий, профсоюзов, молодежных женских, спортивных и др.) выраженных в уставах, положениях, регулирующие отношения членства в этих организациях и направленные на решение их задач

Корпоративные нормы распространяются, как правило, на членов соответствующих организаций и поддержи ваются мерами общественного воздействия. В них выражаются воля и интересы лишь членов определенных общест­венных объединений которые являются обязательными только для них

Политическая система, как целостность, состоит из подсистемы, которые связаны друг с другом и обеспечи­вают функционирование публичной власти. У различных исследователей количество таких подсистем (элементов) неодинаково.

Мы же выделим с Вами, наиболее часто встречающиеся, т.к.: -

а) институциональную:

б) нормативную,

в) функциональную, д) коммуникативную подсистемы;

г) культурную и др.

Институционная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними Все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству (2 вопрос).

Однако велико влияние на государственную власть и политических партий. Особую роль играет церковь и средства массовой информации (СМИ), которые способны существенно влиять на процесс формирования общест­венного мнения, а через него - оказывать давление на правительство и политических лидеров.

Нормативная подсистема - состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обы­чаев и т.д. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность граждан (ин­ститутов и т.д.), определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема - включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти (согласия, принуждения., насилия, авторитет и т.д.). Она составляет основу политического режима, задача ко­торого - обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма власти в обществе.

Коммуникативная подсистема - охватывает все формы политического взаимодействия как внутри системы (между партиями, институтами и ^.д.), так и с политическими системами других государств.

Функции политической системы.

Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей социальной системы, каковой вы­ступает общество, выполняет по отношению к нему определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения, т.е. ее основных обязанностей перед обществом, ее роли в обеспечении жизнедеятельности его как системы более высокого порядка.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устой­чивом состоянии и обеспечение ее жизнедеятельности.

Те же действия которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункция

Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений и пониманий функций поли­тической системы Видимо, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они ви­доизменяются по мере развития исторической обстановки.

Поэтому, в качестве важнейших функций политической системы признаются следующие. -

а) Интеграционная:

б) Целеполагающая:

в) Организаторская,

г) Регулятивная.

Интеграционная функция - находит свое отражение в интеграции (объединении) в общественное целое, еди­ное сообщество всех элементов социальной структуры посредством использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм, идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы. Ее ос­новная цель - объединение различных элементов социальной структуры в единое целое, преодоление возникающих социальных противоречий и конфликтов, достижение стабильности и устойчивого развития общества.

Целеполагающая функция - состоит в определении целей и задач политического, экономического, социально­го и культурного развития общества.

Ее основная задача - определения перспектив общественного развития с учетом интересов различных соци­альных групп и общества в целом, разработка программ деятельности по достижению намеченных целей и задач.

Организаторская функция - выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общест­ва для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политической силы

Регулятивная функция - состоит, прежде всего, в обеспечении общественного признания правящей группы и проводимой ей политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления

Ее основное предназначение - в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправда­нии использования силы и всех других средств, которыми располагает власть

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. политическая система общества - это обусловленная экономическими, социокультурными, идеологиче­скими факторами совокупность политических взаимоотношений государственных и негосударственных организаций, прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или влияние на власть

Наши рекомендации