Вопрос 3 «государство и другие элементы политической системы»
Государство и общественные организации (политические партии и движения, профсоюзы, творческие союзы и др.) - самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, относящихся к их компетенции.
Вместе с тем структурные элементы политической системы тесно взаимодействуют между собой. В частности, демократические государства всемерно поддерживают самодеятельность общественных организаций которые в свою очередь помогают государству решать задачи социально-экономического и культурного характера, участвуют в формировании органов государственной власти и т.д.
В политической системе особую роль играют политические партии.
Политическая партия - это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими( посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе.
Исторически партии возникли как союзы единомышленников, разделяющих определенную идеологию. Однако не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией.
Признаки политических партий.
1. Партия - наиболее активная и организованная часть класса, группы, слоя населения (общества) и т.д.
2 Партия - идеологическая общность людей.
3 Партия - это добровольное формирование на основе свободного волеизъявления граждан.
4. Является самоуправляемым объединением.
5. Имеет определенную организацию, структуру, дисциплину и т.д.
Как правило, партия ставит задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, социально-экономических и политических преобразований, достижения намеченных идеалов
Конституции большинства стран мира содержат нормы, реп/лирующие правовое положение партий, а в целом ряде государств приняты законы о политических партиях (ФРГ, Италия, Испания, Россия, Беларусь и т.д.).
В политической системе общества партии, в свою очередь, образуют партийную систему.
Партийная система - совокупность партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.
Наукой доказано и практикой подтверждено, что возрастание роли политических партий является характерной чертой формирования и развития демократических государств.
Это обусловлено следующим: -
- буржуазное.
- социалистическое.
В основе цивилизационного подхода лежат определенные уровни человеческой цивилизации или в узком смысле слова - правовой культуры общества. Соответственно этому в качестве типов права выделяют: -
- древнее:
- средневековое;
- современное право.
В свою очередь древнее право подразделяется на:
а) древневосточное (обычное);
б) древнегреческое (полисное);
в) римское.
Средневековое подразделяется на: -
а) Европейское (партикулярное);
б) раннепрецедентное;
в) восточно-религиозное.
Современное право подразделяется на: -
а) Романо-германское (континентальное);
б) Англосаксонское (прецедентное):
в) Религиозно-традиционное (мусульманское, индусское и другие).
Для нас наибольший интерес представляют правовые системы (семьи) современного права, которые мы кратко рассмотрим.
а) Романо-германское (континентальное) право.
К романо-германской правей семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в ХП-ХУ1 веках на базе Свода законов Юстиниана в общую для многих европейских стран юридическую науку. (Франция, Италия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Беларусь, Украина и др.).
Характерные черты романо-германской правовой семьи: -
1 Наличие писаного права.
2. Единая иерархическая система источников права.
3. Деление системы права на отрасли.
4. Носит ярко выраженный кодифицированный характер.
Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет
б) Англосаксонское (прецедентное) право.
Основой такого права является прецедент, т.е. решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному делу, которому придано значение общего правила, обязательного при рассмотрении аналогичных дел в последующем (США, Англия, Канада, и др.).
Пример:
Принято считать, что в США существует 51 система права: 50 - в штатах и одна федеральная. В общей сложности в США ежегодно публикуется около 300 томов судебной практики. Кроме того, множество принимаемых законов, особенно в штатах, делает правовую систему США сложной и запутанной. (См. учебник А.Ф.Вишневского «Общая теория государства и права» - Мн., 2002г., стр. 315).
в) Ррщиплтип-ТРАЛИ! 1МПЦИПР
(Иран, 11акистан, Ливия, Судан, Алжир, Египет, Сирия. Индия и др.).
1) Самой крупной ветвью данной правовой семьи является мусульманское право.
История мусульманского права начинается с пророка [Мухаммеда (570-632гг.). который от имени Аллаха (Бога) адресовал основные правила поведения верующим мусульманам.
Источниками права являются: Коран, сунна, иджма и кийяс.
Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине.
Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм - традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые служат образцами для мусульман.
Иджма - комментарии ислама, составленные его толкованиями: докторами мусульманской религии.
Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в ид- жме. поэтому Коран и сунна непосредственно юридического значению не имеют.
2. Индусское право. (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Танзания и др.).
Нормы индусского права изложены в книгах, называемых шаетры. По религии индуизма мир покоится на трех основах, трех движущих силах в поведении людей: добродетели (дхарма), интересе (артха), удовольствии (кама)
Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов юридической системы индийского общества.
Индусское право тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования. идеологические ценности: мораль, философия, которые закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.
Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных. наследственных отношений, кастовом статусе человека и т.д.
Кроме выше рассмотренных правовых систем существует их еще большое количество (около 200). См. учебник А:Ф.Вишневского, Мн., 2002г., стр.305). Если кого-то заинтересует данный вопрос, вы можете с ними ознакомиться самостоятельно по учебнику Р.Т.Мухаева «Теория государства и права», М.. 2002г.. стр. 344-366.
ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:
Т.о.. правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга Это вполне закономерно, поскольку право конкретной страны развивалась в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только отличаются друг от друга, обладают достоинствами и недостатками, но имеют и общие черты, позволяющие формировать глобальные закономерности и тенденции права.
( ВОПРОС № 3. «ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ».
Итак, мы выяснили, что право является репулятором общественных отношений, определяет наш быт, поведение и т.д. Но только ли с помощью норм права это делается'?
Какими нормами установлено, например, правило: -
а) Что каждый гражданин должен быть предан Родине'?
б) Что заставляет при встрече приветствовать друг друга?
в) Уступать место в транспорте пожилым людям? и т.д.
Очевидно, не нормы права. А что же?
Начнем с того, что дадим понятие нормы вообще, тем более, что это слово мы будем употреблять в дальнейшем очень часто.
Норма - это признанный обязательным порядок или правило, которое регулирует деятельность людей.
Все действующие в обществе нормы можно разделить на следующие виды: -
I Технические нормы.
2. Социальные нормы.
1. Технические нормы - это правила поведения, содержание которых составляют технические приемы обращения людей с орудиями труда, различными техническими средствами.
Они определяют поведение, взаимодействие человека с природой в процессе различных видов жизнедеятельности, в том числе при управлении машинами и механизмами, осуществлении строительного дела, при проведении агротехнических работ и т.д.
В современных условиях технические нормы имеют особое значение, т.к. их несоблюдение, ошибки в эксплуатации высокотехнологических объектов, природных ресурсов и т.п. могут привести к крупным экологическим катастрофам, другим негативным результатам.
Пример:
а) Катастрофа на Чернобыльской АЭС - 1986г.
б) Гибель атомохода «Курск» - 2000г.
2. Социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.
Социальные нормы многообразны и обладают различными признаками. В целях выявления природы, содержания, специфики социальных норм наука использует различные основания, критерии их деления, классификации на определенные группы, виды. В юридической науке наиболее распространенными критериями классификации социальных норм является специфика их возникновения, сфера действия и особенности регулирования ими общественных отношений, а также способы обеспечения.
Исходя из этих оснований, социальные нормы подразделяются на следующие основные виды:
а) Нормы права - это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.
б) Нормы морали (нравственности) - это правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести порядочности, долге и справедливости и т.п. и обеспечиваемые силой общественного мнения.
в) Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) - это правила поведения, установленные учредительными или руководящими органами различных общественных объединений, организаций (партий, профсоюзов, молодежных женских, спортивных и др.) выраженных в уставах, положениях, регулирующие отношения членства в этих организациях и направленные на решение их задач
Корпоративные нормы распространяются, как правило, на членов соответствующих организаций и поддержи ваются мерами общественного воздействия. В них выражаются воля и интересы лишь членов определенных общественных объединений которые являются обязательными только для них
Политическая система, как целостность, состоит из подсистемы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. У различных исследователей количество таких подсистем (элементов) неодинаково.
Мы же выделим с Вами, наиболее часто встречающиеся, т.к.: -
а) институциональную:
б) нормативную,
в) функциональную, д) коммуникативную подсистемы;
г) культурную и др.
Институционная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними Все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству (2 вопрос).
Однако велико влияние на государственную власть и политических партий. Особую роль играет церковь и средства массовой информации (СМИ), которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него - оказывать давление на правительство и политических лидеров.
Нормативная подсистема - состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев и т.д. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность граждан (институтов и т.д.), определяя правила их взаимоотношений.
Функциональная подсистема - включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти (согласия, принуждения., насилия, авторитет и т.д.). Она составляет основу политического режима, задача которого - обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма власти в обществе.
Коммуникативная подсистема - охватывает все формы политического взаимодействия как внутри системы (между партиями, институтами и ^.д.), так и с политическими системами других государств.
Функции политической системы.
Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет по отношению к нему определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения, т.е. ее основных обязанностей перед обществом, ее роли в обеспечении жизнедеятельности его как системы более высокого порядка.
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнедеятельности.
Те же действия которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункция
Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений и пониманий функций политической системы Видимо, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки.
Поэтому, в качестве важнейших функций политической системы признаются следующие. -
а) Интеграционная:
б) Целеполагающая:
в) Организаторская,
г) Регулятивная.
Интеграционная функция - находит свое отражение в интеграции (объединении) в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры посредством использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм, идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы. Ее основная цель - объединение различных элементов социальной структуры в единое целое, преодоление возникающих социальных противоречий и конфликтов, достижение стабильности и устойчивого развития общества.
Целеполагающая функция - состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества.
Ее основная задача - определения перспектив общественного развития с учетом интересов различных социальных групп и общества в целом, разработка программ деятельности по достижению намеченных целей и задач.
Организаторская функция - выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политической силы
Регулятивная функция - состоит, прежде всего, в обеспечении общественного признания правящей группы и проводимой ей политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления
Ее основное предназначение - в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. политическая система общества - это обусловленная экономическими, социокультурными, идеологическими факторами совокупность политических взаимоотношений государственных и негосударственных организаций, прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или влияние на власть