ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА»
Право настолько унщальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности.
В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право?
В юридической науке слово «право» употребляется в двух смыслах /значениях/:
1 Право в субъективном смысле. ; 2. Право в объективном смысле.
Право в субъективном смысле - употребляется как правомочие конкретного лица (субъекта) оно определяет меру его возможного поведения
Пример Право требовать возврата долга; право вступить в наследство и т.д
Право в объективном смысле - обозначает реально существующую действительность т.е. совокупность (систему) правовых норм.
Пример: Право на труд, право на образование и т.д.
Рассмотрение различных подходов к праву, основных правовых концепций позволяет выявлять не только существенные различия между ними, но и те моменты, стороны, точки их соприкосновения, которые могут быть исполь- ^зованы для выработки единого, действительно научного понятия права
Исходя из этого обстоятельства, рассмотрим основные признаки права, которые должны в первую очередь характеризовать его как особый политический регулятор общественных отношений и позволит выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств. Речь идет о признаках, определяющих сущность, содержание и форму права, его социальное назначение, реальные гарантии его регулятивного воздействия на общественные отношения.
С этих позиций определим и рассмотрим следующие признаки (черты) права -
| Право - это прежде всего, совокупность правил поведения норм, установленных или санкционированных государством.
Из большого количества разновидностей существующих в обществе социальных норм только правовые нормы исходят от государства
Правовые нормы устанавливаются либо компетентными органами непосредственно, либо путем санкционирования иных социальных норм (обычаев), а также путем референдума проводимого в установленном законом поряд- ги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель (IV до н.э.) подчеркивал, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя» или другое его выражение «что в наиболее правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страстям, закон же есть «уравновешенный разум», римский философ Цицерон (III в. до н.э.) говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона».
Таким образом, уже тогда был определен и сформирован один из важнейших принципов правового государства - верховенство права (закона) Причем для античных государств это были не только слова, но и реальная практика, так как степень уважения закона, законопослушания, например, в Древнем Риме была необычайно высока. Что, не без оснований, позволило Римлянам выдвинуть следующий тезис: «чрезмерно точное осуществление прав порождает наивысшую несправедливость». (Как вы это понимаете и согласны ли с этим утверждением?).
Дальнейшее развитие идеи об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш.Монтескье, он писал «Если, власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат, станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их».
Разработка концепции правового государства способствовала утверждению идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поиску средств, направленных против узурпации государственной власти ее безответственности перед обществом и т.д.
Так, английский философ Дж. Локк (1632-1704). обогатил теорию правового государства идеями о естественных правах человека (право на жизнь, личная свобода, право собственности), о разделении властей, еще раз подтвердил верховенство права. Он писал: «Кто бы ни обладал верховной властью в государстве, он должен управлять по закону, провозглашенному народом в лице парламента. Никто не может быть освобожден от подчинения закону».
Идеи Локка в значительной мере предвосхищали теорию правового государства. Значительный вклад в ее развитие внесли Адаме, Джефферсо^ (разработчики американской конституции и будущие президенты США), Кант, Гегель и др.
Так, И.Кант (1724-1804) выдвинул т.н. «категорический императив», суть которого состояла, в том. что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть инструментом чьих-то намерений, пусть даже самых благородных (человек - цель, а не средство).
Таким образом, суть теории правового государства сводилась, исходя из сказанного, к следующему:
1. Верховенство права (закона).
2. Разделение властей.
3. Человек является абсолютной ценностью государства.
Названные три компонента можно назвать основой теории правового государства. Обратите внимание, это 17- 18 века. Правда, до реализации подобных идей на практике еще было очень далеко.
Значительный вклад в развитие данной теории внесли русские юристы на рубеже 19-20 веков (Чичерин, Кистя- ковский. Новогородцев и др.) И опять это было реакцией на произвол и беззакония самодержавия (хотя тот произвол ни в какое сравнение не идет с произволом, впоследствии творимым коммунистическим режимом, особенно в 30-е годы). Более того, усилия этих ученых и многих других прогрессивно мыслящих людей, другие причины, привели к тому, что Россия, особенно в период с 1907 по 1912г., далеко продвинулась по пути формирования правового государства (например, учреждение и функционирование Государственной думы, в которой, кстати, была образована фракция большевиков Представьте себе оппозицию в Верховном Совете СССР1).
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу.
Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающим безопасность и достоинство личности
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.
Т.О. правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. взаимная ответственность государства и личности.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить следующие признаки правового государства.
Признаки - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.
Их формирование обусловлено следующими факторами: -
а) уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы:
б) нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения, справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства:
4. Для участия в благотворительной деятельности и т.д.
Не допускается создание общественных объединений, имеющих целью насильственного свержения, изменение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости и т.д.
Общественные объединения создаются по инициативе определенного числа граждан, которые созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается Устав (положение) и образуются руководящие органы.
Членами общественных объединений, кроме политических партий, моп/т быть граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства. (Вы уже изучали эти вопросы в т.З «Конституционное право»)
Основные права и обязанности общественных объединений закреплены в Уставах (положениях).
Вопрос для аудитории:
а) Где регистрируются общественные образования'?
б) При наличии какого количества членов политические партии и общественные объединения регистрируются'?
в) С какого возраста допускается вступление в политические партии и общественные объединения'?
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Государство и общественные организации являются самостоятельными частями политической системы Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их компетенции.
В политической системе особую роль играют политические партии. Политическая партия является весьма формализованной политической организацией, как правило, ставящей задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, достижения намеченных идеалов.
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:
Политическая система - это совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений, участвующих в политическом управлении делами общества. Структурными элементами политической системы общества являются: государство, политические партии, общественные объединения, союзы и т.д.
Центральное место в политической системе принадлежит государству.
Свои интересы в политической системе граждане могут защищать лично, через выборные органы, с помощью политических партий и различных общественных организаций.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО»
ПЛАН
1. Понятие и признаки "правового государства.
2. Государство и гражданское общество в их соотношении.
3. Правовой статус личности.
ВСТУПЛЕНИЕ
Данной темой мы завершаем изучение курса «Теории государства и права». Она определенным образом связана с рядом ранее изученных тем по предмету, а также по другим предметам, например: конституционным правом, философией, политологией и др.
Поэтому цель сегодняшней лекции обобщить полученные Вами знания на протяжении первого семестра обучения.
Важность данной темы объясняется и ее большой актуальностью для современного мира в т.ч. и для Беларуси. Ведь вопросы формирования правового государства, каковым является наше государство (ст. 1 Конституции), гражданского общества, разумного соотношения личности, общества и государства это является целью всех государств мира, в том числе и нашего государства.
В реализации данной цели значительна и роль ОВД, особенно в обеспечении прав, свобод и интересов граждан.