ВОПРОС № 1. «ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА»

Право настолько унщальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего вре­мени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественно­го развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право?

В юридической науке слово «право» употребляется в двух смыслах /значениях/:

1 Право в субъективном смысле. ; 2. Право в объективном смысле.

Право в субъективном смысле - употребляется как правомочие конкретного лица (субъекта) оно определяет меру его возможного поведения

Пример Право требовать возврата долга; право вступить в наследство и т.д

Право в объективном смысле - обозначает реально существующую действительность т.е. совокупность (сис­тему) правовых норм.

Пример: Право на труд, право на образование и т.д.

Рассмотрение различных подходов к праву, основных правовых концепций позволяет выявлять не только су­щественные различия между ними, но и те моменты, стороны, точки их соприкосновения, которые могут быть исполь- ^зованы для выработки единого, действительно научного понятия права

Исходя из этого обстоятельства, рассмотрим основные признаки права, которые должны в первую очередь ха­рактеризовать его как особый политический регулятор общественных отношений и позволит выделить право из сово­купности всех других неправовых регулятивных средств. Речь идет о признаках, определяющих сущность, содержа­ние и форму права, его социальное назначение, реальные гарантии его регулятивного воздействия на общественные отношения.

С этих позиций определим и рассмотрим следующие признаки (черты) права -

| Право - это прежде всего, совокупность правил поведения норм, установленных или санкционированных государством.

Из большого количества разновидностей существующих в обществе социальных норм только правовые нормы исходят от государства

Правовые нормы устанавливаются либо компетентными органами непосредственно, либо путем санкциониро­вания иных социальных норм (обычаев), а также путем референдума проводимого в установленном законом поряд- ги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель (IV до н.э.) подчеркивал, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя» или другое его выражение «что в наиболее пра­вильно устроенном государстве правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страстям, закон же есть «уравновешенный разум», римский философ Цицерон (III в. до н.э.) говорил: «Мы можем стать свобод­ными только тогда, когда станем рабами закона».

Таким образом, уже тогда был определен и сформирован один из важнейших принципов правового государст­ва - верховенство права (закона) Причем для античных государств это были не только слова, но и реальная практи­ка, так как степень уважения закона, законопослушания, например, в Древнем Риме была необычайно высока. Что, не без оснований, позволило Римлянам выдвинуть следующий тезис: «чрезмерно точное осуществление прав порож­дает наивысшую несправедливость». (Как вы это понимаете и согласны ли с этим утверждением?).

Дальнейшее развитие идеи об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш.Монтескье, он писал «Если, власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не бу­дет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат, станет создавать тиранические законы для того, чтобы так­же тиранически применять их».

Разработка концепции правового государства способствовала утверждению идей гуманизма, принципов свобо­ды и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поиску средств, направленных против узурпации госу­дарственной власти ее безответственности перед обществом и т.д.

Так, английский философ Дж. Локк (1632-1704). обогатил теорию правового государства идеями о естествен­ных правах человека (право на жизнь, личная свобода, право собственности), о разделении властей, еще раз под­твердил верховенство права. Он писал: «Кто бы ни обладал верховной властью в государстве, он должен управлять по закону, провозглашенному народом в лице парламента. Никто не может быть освобожден от подчинения закону».

Идеи Локка в значительной мере предвосхищали теорию правового государства. Значительный вклад в ее раз­витие внесли Адаме, Джефферсо^ (разработчики американской конституции и будущие президенты США), Кант, Ге­гель и др.

Так, И.Кант (1724-1804) выдвинул т.н. «категорический императив», суть которого состояла, в том. что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть инструментом чьих-то намерений, пусть даже самых бла­городных (человек - цель, а не средство).

Таким образом, суть теории правового государства сводилась, исходя из сказанного, к следующему:

1. Верховенство права (закона).

2. Разделение властей.

3. Человек является абсолютной ценностью государства.

Названные три компонента можно назвать основой теории правового государства. Обратите внимание, это 17- 18 века. Правда, до реализации подобных идей на практике еще было очень далеко.

Значительный вклад в развитие данной теории внесли русские юристы на рубеже 19-20 веков (Чичерин, Кистя- ковский. Новогородцев и др.) И опять это было реакцией на произвол и беззакония самодержавия (хотя тот произвол ни в какое сравнение не идет с произволом, впоследствии творимым коммунистическим режимом, особенно в 30-е годы). Более того, усилия этих ученых и многих других прогрессивно мыслящих людей, другие причины, привели к тому, что Россия, особенно в период с 1907 по 1912г., далеко продвинулась по пути формирования правового госу­дарства (например, учреждение и функционирование Государственной думы, в которой, кстати, была образована фракция большевиков Представьте себе оппозицию в Верховном Совете СССР1).

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в ра­ботах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государ­ства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу.

Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающим безопас­ность и достоинство личности

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, пози­тивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.

Т.О. правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и граждани­на. взаимная ответственность государства и личности.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить следующие признаки правового государства.

Признаки - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конст­рукцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.

Их формирование обусловлено следующими факторами: -

а) уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы:

б) нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения, справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства:

4. Для участия в благотворительной деятельности и т.д.

Не допускается создание общественных объединений, имеющих целью насильственного свержения, измене­ние конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости и т.д.

Общественные объединения создаются по инициативе определенного числа граждан, которые созывают учре­дительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается Устав (положение) и образуются ру­ководящие органы.

Членами общественных объединений, кроме политических партий, моп/т быть граждане государства, ино­странные граждане и лица без гражданства. (Вы уже изучали эти вопросы в т.З «Конституционное право»)

Основные права и обязанности общественных объединений закреплены в Уставах (положениях).

Вопрос для аудитории:

а) Где регистрируются общественные образования'?

б) При наличии какого количества членов политические партии и общественные объединения регистрируются'?

в) С какого возраста допускается вступление в политические партии и общественные объединения'?

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Государство и общественные организации являются самостоятельными частями политической системы Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их компетенции.

В политической системе особую роль играют политические партии. Политическая партия является весьма формализованной политической организацией, как правило, ставящей задачу завоевания политической власти для проведения в жизнь своей программы, достижения намеченных идеалов.

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:

Политическая система - это совокупность государственных органов, разнообразных общественных объедине­ний, участвующих в политическом управлении делами общества. Структурными элементами политической системы общества являются: государство, политические партии, общественные объединения, союзы и т.д.

Центральное место в политической системе принадлежит государству.

Свои интересы в политической системе граждане могут защищать лично, через выборные органы, с помощью политических партий и различных общественных организаций.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО»

ПЛАН

1. Понятие и признаки "правового государства.

2. Государство и гражданское общество в их соотношении.

3. Правовой статус личности.

ВСТУПЛЕНИЕ

Данной темой мы завершаем изучение курса «Теории государства и права». Она определенным образом свя­зана с рядом ранее изученных тем по предмету, а также по другим предметам, например: конституционным правом, философией, политологией и др.

Поэтому цель сегодняшней лекции обобщить полученные Вами знания на протяжении первого семестра обу­чения.

Важность данной темы объясняется и ее большой актуальностью для современного мира в т.ч. и для Белару­си. Ведь вопросы формирования правового государства, каковым является наше государство (ст. 1 Конституции), гражданского общества, разумного соотношения личности, общества и государства это является целью всех госу­дарств мира, в том числе и нашего государства.

В реализации данной цели значительна и роль ОВД, особенно в обеспечении прав, свобод и интересов граж­дан.

Наши рекомендации