Обоснование актуальности темы
Обоснование актуальности темы
Нормы семейного права тесно связаны с нормами морали. Многие личные отношения между супругами не регулируются правом (уборка квартиры, приобретение продуктов и т.д.). Невозможно регулировать правом-законом чувствами людей ( любовь, взаимоуважение, дружба, чувство долга). Это область морального поведения. К правовому регулированию относятся: условия и порядок заключения брака, право выбора супругами фамилии, места жительства, свободный выбор супругами профессии, занятий, а также имущественные отношения между супругами и другими членами семьи. Изучение основ семейного права Республики Беларусь предполагает подготовку учащихся к осознанному выбору спутника жизни, созданию крепкой семьи, способствует формированию культуры пола (взаимоотношения между мужчиной и женщиной), убеждает в разумности законного оформления брака, обеспечивающего супругов правами и обязанностями под охраной государства.
Учащиеся должны:
А) знать понятия:
семейное право; семейное законодательство;
семейные правоотношения; брачный договор;
брак; семья;
права и обязанности супругов; права ребенка;
усыновление; попечительство;
опека; алиментные обязательства.
Б) уметь характеризовать:
роль семейного законодательства в регулировании семейных отношений;
основные права и обязанности супругов;
основные права и обязанности детей и родителей;
причины лишения или ограничения родительских прав;
основные права ребенка и их гарантии;
зависимость семейных правоотношений от культуры общества.
В) анализировать:
основные проблемы ранних, фиктивных, неустойчивых браков;
проблемы воспитания детей, оставленных без попечения родителей;
проблемы усыновления детей иностранными гражданами;
трудности реализации прав ребенка в неблагополучных семьях.
АНКЕТА
представления молодежи о брачно-семейных отношениях
пол _________ возраст _________
1. В моей будущей семье ... ( указать характер взаимоотношений.)
2. Примером семейных отношений для меня является семья (пример).
3. Лучше всего, когда детей в семье (количество).
4. По сравнению с мужчинами, женщины (указать особенности характера, привычки).
5. По сравнению с женщинами, мужчины (указать особенности характера, привычки).
6. Важнее всего в семейной жизни ...
7. В моей будущей семье меня волнует возможность трудностей ...
8. Я думаю, что родители будут помогать мне в семейной жизни следующим образом ...
9. В моей будущей семье могут быть конфликты по причине ...
10.Конфликты в семье я буду устранять с помощью таких приемов,как ...
11. Слова, которые употребляют мои родители в обращении друг к другу
я одобряю (пример), я не одобряю (пример). .
12. Дети – это ...
13. Большинство браков ...
14.
Ход занятия
1. Самостоятельная работа по накоплению фактического материала:
Ø ознакомиться с подборкой эпиграфов по теме и сделать записи в конспекте;
Ø изучить обоснование актуальности темы, выписку из программы;
Ø заполнить анкету;
Ø изучить содержание Кодекса о браке и семье Республики Беларусь по первоисточнику и информационному материалу;
Ø составить конспект, внимательно следуя рекомендациям (разный шрифт, выделенные фрагменты, условные обозначения ! ?).
2. Коллективная работа в статических парах:
Ø сверить конспекты;
Ø ответить на вопросы
3. Закрепление изученной темы: решение задач.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание: выучить тему «Основы семейного права».
Информационный материал
1. Понятие и функции семьи
Семья – естественная и основная ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества.
Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Функции семьи:
- воспроизводящая (репродуктивная, демографическая, детородная);
- коммуникативная;
- воспитательная;
- психологическая;
- хозяйственная;
- культурная;
- образовательная.
Семьянаходится под защитой государства.
2. Семейное право – отрасль республиканского права, регулирующая личные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления, опеки и попечительства.
Анализ содержания Кодекса о браке и семье Республики Беларусь
Порядок заключения брака
В Республике Беларусь признаётся брак, заключённый в государственных органах - отделе ЗАГС (записи актов гражданского состояния), его местонахождение:
Исполнительный комитет (городской, районный, сельский) Отделы Образования С/х Здравоохранения Культуры Жилищный Другие Орган опеки и З - записи попечительства А - актов Г - гражданского С - состояния |
Порядок заключения брака изложен в ст. 15-16: подача заявления в отдел ЗАГС и регистрация не ранее, чем через 15 дней и не позднее 3-х месяцев после подачи заявления. Но в исключительных случаях (при наличии уважительных причин) пятнадцатидневный срок может быть сокращен руководителем отдела ЗАГС.
? Подумайте, какие причины можно рассматривать как уважительные в данной ситуации и регистрировать брак досрочно?
Форма регистрации (торжественная или обычная), а также присутствие двух совершеннолетних свидетелей – по желанию вступающих в брак.
Условия заключения брака
Выбор будущего супруга – дело сугубо личное. Но, в целях укрепления семьи, морали и охраны здоровья молодых людей, государство, предоставляя полную свободу в выборе будущего супруга, предусматривает минимальное количество условий заключения брака:
1. Взаимное согласие мужчины и женщины.
Ст. 17. Если принцип свободного желания вступить в брак нарушен, то он может считаться недействительным.
2. Достижение брачного возраста – 18 лет.
Ст. 18. В исключительных случаях законодательство даёт возможность снижения брачного возраста (беременность, рождение ребёнка – до 15 лет; эмансипация – до 16 лет).
3. Отсутствие другого брака (ст. 19).
4. Отсутствие кровного родства, а также между усыновителями и усыновленными (ст. 19).
5. Отсутствие недееспособности по причине душевной болезни (ст. 19).
Нередко молодые люди, испытывающие чувство любви, принимают решение о совместном проживании без регистрации брака в органах ЗАГС.
Такая форма отношений называется сожительством. Зарегистрированные отношения более надёжные и целесообразные, так как только регистрация брака знаменует его признание государством, наделяет супругов законными правами и обязанностями.
Прекращение брака.
Не все супруги, вступившие в брак, выдерживают испытание временем, оказываются неспособными жить вместе. Иногда житейские трудности приводят к серьёзным конфликтам, спорам, причина которых заключается в неподготовленности к браку, разном понимании семейного долга, любви, счастья, низком общем уровне культуры супругов. Воспитание культуры поведения в семье – процесс чрезвычайно сложный, тонкий, трудоёмкий.
Не менее опасный враг семьи – вредные привычки: алкоголизм, наркомания, супружеские измены.
Закон различает следующие основания прекращения брака (ст. 34):
- смерть одного из супругов;
- по заявлению одного из супругов.
Не допускается развод во время беременности жены и в течение 3-х лет после рождения ребёнка без письменного согласия супруги на развод (ст. 35).
При приёме заявления суд предоставляет супругам 3-х месячный срок для принятия мер к примирению и достижению соглашения о совместных несовершеннолетних детях и разделе имущества (ст. 36).
При определённых обстоятельствах брак расторгается без 3-х месячного срока примирения (ст.37):
- признание одного супруга безвестно отсутствующим;
- недееспособность вследствие душевной болезни;
- осуждение на срок не менее 3-х лет;
- по взаимному согласию при отсутствии несовершеннолетних детей.
При разводе закон предусматривает и соглашение о детях (их воспитание и содержание – алименты №2, ст.92), и взыскание средств на содержание супругов, и раздел общей совместной собственности, и выбор фамилии после расторжения брака (ст. 38-43).
Процедура развода приобретает иной характер, если вышеуказанные обстоятельства оговорены в подписанном супругами брачном договоре.
Охрана детства (раздел 1У)
Возрастные границы: до 14 лет ребёнок малолетний, с 14 до 18 лет – подросток, с рождения до 18 лет – несовершеннолетний. Ребёнок имеет право на первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства. Дети наделены социальными и материальными правами.
Обоснование актуальности темы
Нормы семейного права тесно связаны с нормами морали. Многие личные отношения между супругами не регулируются правом (уборка квартиры, приобретение продуктов и т.д.). Невозможно регулировать правом-законом чувствами людей ( любовь, взаимоуважение, дружба, чувство долга). Это область морального поведения. К правовому регулированию относятся: условия и порядок заключения брака, право выбора супругами фамилии, места жительства, свободный выбор супругами профессии, занятий, а также имущественные отношения между супругами и другими членами семьи. Изучение основ семейного права Республики Беларусь предполагает подготовку учащихся к осознанному выбору спутника жизни, созданию крепкой семьи, способствует формированию культуры пола (взаимоотношения между мужчиной и женщиной), убеждает в разумности законного оформления брака, обеспечивающего супругов правами и обязанностями под охраной государства.
Учащиеся должны:
А) знать понятия:
семейное право; семейное законодательство;
семейные правоотношения; брачный договор;
брак; семья;
права и обязанности супругов; права ребенка;
усыновление; попечительство;
опека; алиментные обязательства.
Б) уметь характеризовать:
роль семейного законодательства в регулировании семейных отношений;
основные права и обязанности супругов;
основные права и обязанности детей и родителей;
причины лишения или ограничения родительских прав;
основные права ребенка и их гарантии;
зависимость семейных правоотношений от культуры общества.
В) анализировать:
основные проблемы ранних, фиктивных, неустойчивых браков;
проблемы воспитания детей, оставленных без попечения родителей;
проблемы усыновления детей иностранными гражданами;
трудности реализации прав ребенка в неблагополучных семьях.
АНКЕТА
представления молодежи о брачно-семейных отношениях
пол _________ возраст _________
1. В моей будущей семье ... ( указать характер взаимоотношений.)
2. Примером семейных отношений для меня является семья (пример).
3. Лучше всего, когда детей в семье (количество).
4. По сравнению с мужчинами, женщины (указать особенности характера, привычки).
5. По сравнению с женщинами, мужчины (указать особенности характера, привычки).
6. Важнее всего в семейной жизни ...
7. В моей будущей семье меня волнует возможность трудностей ...
8. Я думаю, что родители будут помогать мне в семейной жизни следующим образом ...
9. В моей будущей семье могут быть конфликты по причине ...
10.Конфликты в семье я буду устранять с помощью таких приемов,как ...
11. Слова, которые употребляют мои родители в обращении друг к другу
я одобряю (пример), я не одобряю (пример). .
12. Дети – это ...
13. Большинство браков ...
14.
Ход занятия
1. Самостоятельная работа по накоплению фактического материала:
Ø ознакомиться с подборкой эпиграфов по теме и сделать записи в конспекте;
Ø изучить обоснование актуальности темы, выписку из программы;
Ø заполнить анкету;
Ø изучить содержание Кодекса о браке и семье Республики Беларусь по первоисточнику и информационному материалу;
Ø составить конспект, внимательно следуя рекомендациям (разный шрифт, выделенные фрагменты, условные обозначения ! ?).
2. Коллективная работа в статических парах:
Ø сверить конспекты;
Ø ответить на вопросы
3. Закрепление изученной темы: решение задач.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание: выучить тему «Основы семейного права».
Информационный материал
1. Понятие и функции семьи
Семья – естественная и основная ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества.
Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Функции семьи:
- воспроизводящая (репродуктивная, демографическая, детородная);
- коммуникативная;
- воспитательная;
- психологическая;
- хозяйственная;
- культурная;
- образовательная.
Семьянаходится под защитой государства.
2. Семейное право – отрасль республиканского права, регулирующая личные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления, опеки и попечительства.