Обоснование актуальности выбранной темы.

Курсовая работа, прежде всего, должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. При обосновании актуальности темы работы, написанной на материале конкретной организации, необходимо указать, почему решение данной проблемы особенно важно именно в этой организации.

Актуальность темы исследования формулируется следующим образом:

- Об актуальности темы свидетельствует...;

- Актуальность темы определяется...;

- Актуальность темы обусловлена...;

- Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что... .

- Актуальность выбранной темы обусловлена ...

При обосновании актуальности темы работы, написанной на материале конкретной организации необходимо указать, почему решение данной проблемы особенно важно именно в этой организации.

2)Формулировка цели и задач курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения.

Цель должна быть сформулирована кратко и конкретно, вытекать из формулировки поставленной научной проблемы либо темы работы, но не совпадать с ней.

В формулировке цели следует избегать глаголов, имеющих значение длительного процесса, например: изучить, исследовать, рассмотреть, проанализировать и пр. Цель работы предполагает получение законченного результата, поэтому должна формулироваться с помощью таких глаголов и отглагольных существительных, как: выявить/выявление, систематизировать/систематизация, установить/установление классифицировать/классификация, разработать/разработка и др., например:

- Целью курсовой работы является разработка мероприятий (определение закономерностей, выявление особенностей, систематизация документов, классификация признаков и т.д.).

- Цель работы - выявить закономерности (установить последовательность, сформулировать предложения и др.).

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.). Задачи работы должны быть сформулированы таким образом, чтобы это способствовало оптимальному достижению цели.

В курсовой работе принято ставить задачи по главам и параграфам. Такая постановка задач помогает проследить логику исследования, обосновать наличие тех или иных глав и параграфов. Рекомендуется формулировать не менее 4, но не более 6 задач, которые будут раскрыты в главах и параграфах курсовой работы.

Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, например:

- описать (исторические этапы...);

- характеризировать (специфику...);

- проанализировать (систему...);

- определить (способы,...);

- обобщить (опыт ...);

- конкретизировать (основные понятия ...);

- сопоставить (приемы...);

- систематизировать ( функции ...) ;

- составить (проект...).

3)Характеристика степени изученности темы представляет собой краткую характеристику достоинств и недостатков теоретических и методических трудов авторов, которые исследовали данную тему до того, как ее начал исследовать студент. Студент должен продемонстрировать осведомленность в литературе по данной теме, изложить существующие концепции и альтернативные подходы в решении исследуемой проблемы.

После обоснования актуальности и характеристики степени изученности темы нужно кратко констатировать необходимость дальнейшего изучения данной темы или необходимость ее разработки, если тема является новой, мало изученной в литературе.

4) Обзор источников и литературы с изложением существующих концепций и альтернативных подходов. Не допускается подменять обзор только перечислением названий работ или источников.

Не допускаются к защите курсовые работы, в которых обзор источников и литературы подменяется перечислением названий работ или источников.

5) Определение объекта и предмета исследования является обязательным элементом введения. Под объектом понимаются сфера изучения в самом широком смысле, т.е. некие системы, структуры, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и необходимость её изучения.

Предмет исследования представляет собой выделенную часть объекта, отвечает на вопрос: каким образом, зачем, с какой целью и для чего изучают объект.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.

Например: Объектом исследования в курсовой работе является организация труда и трудовые отношения. Предметом исследования – элементы трудовых процессов в организациях разных форм собственности.

6) Обоснование структуры работы - пункт введения, содержащий описание структуры всей курсовой работы, может быть представлена следующим образом:

- Цель, задачи и логика исследования позволили определить его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

- Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

- Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

7) Обязательным элементом введения является указание научных методов,которыми пользовался автор.

Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика исследования представляет собой комплекс общенаучных и частных методов.

К общенаучным методам относятся методы эмпирического и теоретического познания.

Методы эмпирического познания служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу:

- Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

- Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

- Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

- Интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

- Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

- Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности, проверки истинность выдвигаемых гипотез.

Методы теоретического исследования:

- Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

- Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

- Индукция – умозаключение от частных суждений к общему выводу, к некоторой гипотезе (общему утверждению).

- Дедукция – умозаключение от общего суждения к частному выводу.

- Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

- Исторический метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

- Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Методы частных наук – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, например:

- в экономике – моделирование, унификация, метод экспертизы ценности управленческих документов и процессов;

- в социологии – социометрия; метод экспертных оценок, контент-анализ, социологический тест, внешний и внутренний анализ документов и др.

Желательно, чтобы автор не просто перечислил методы, но и показал, где и в каком случае каким методом пользовался он сам и какие методы использовали другие исследователи данного вопроса.

При необходимости во введении могут обосновываться хронологические и территориальные рамки. В данном случае должно быть указано, почему выбран именно этот период (нижняя и верхняя даты) и именно эта территория.

Во введении можно указать элементы новизны и реальную или потенциальную практическую значимость курсовой работы.

Требования к содержанию глав / разделов курсовой работы

Основная часть курсовой работы состоит, как правило, из двух-трех глав, количество которых определяется исходя из задач курсовой работы и собранного материала. При необходимости каждая глава может делиться на подразделы.

Главы курсовой работы могут содержать характеристику объекта исследования (организации / предприятия, структурного подразделения); описание проблемы (например, организационный климат или организационное поведение на конкретном предприятии и при определенных условиях); анализ организационных или технологических аспектов трудовой деятельности; историю развития вопроса или проблемы.

Как правило, основная часть курсовой работы по дисциплине «Экономика и социология труда» делится на теоретический и практический разделы. В теоретической части на основе изучения нормативно-методической базы и литературных источников рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы ее решения, излагается собственная позиция студента.

Материал для второй части работы собирается студентом при прохождении производственной практики. В практической части дается анализ исследуемой проблемы на примере предприятия, в котором проходила практика. Здесь же разрабатываются конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию той части трудовых процессов предприятия, которой посвящена тема курсовой работы.

Например, курсовая работа по дисциплине «Экономика и социология труда», состоящая из двух глав, может содержать:

1) в теоретической части (1-й главе) на основе изучения нормативно-методической базы и литературных источников – характеристику сущности исследуемой проблемы, анализ различных подходов ее решения, изложение собственной позиции студента;

2) в практической части (2-й главе) – анализ исследуемой проблемы на примере условного или конкретного предприятия, формулировки конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию той части трудовых процессов предприятия, которой посвящена тема курсовой работы.

Наиболее актуальными аспектами практической части (2-й главы) курсовой работы по дисциплине «Экономика и социология труда» являются:

- экономические и социальные условия осуществления управленческой деятельности;

- механизм влияния на процесс осуществления управленческой деятельности;

- оформление трудовых отношений;

- распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

- экономические и социальные условия управления персоналом предприятия;

- факторы внутренней и внешней социально-культурной среды при изучении организационного поведения;

- методы решения конкретных социальных вопросов в работе сотрудников деятельности своих сотрудников (охрана здоровья, сохранение рабочих мест);

- операционная деятельность организации и использование его результатов для подготовки управленческих решений по управлению персоналом.

Пример 1. В практической части курсовой работы по теме «Труд как основной фактор производства» необходимо:

- Выявить, каковы характерные черты традиционной (полной) занятости.

- Показать, в чем проявляется дестандартизация занятости в постиндустриальном обществе.

- Показать, как сказывается флексибилизация занятости на уровне защищенности работников.

- Объяснить, в чем отличия первичного и вторичного рынков труда.

- Раскрыть, каковы особенности занятости на современном предприятии (в соответствии с концепцией «гибкой фирмы»).

- Описать стратегию занятости индивида («портфель работ») в условиях нестабильности современного рынка труда.

- Объяснить, что такое социальное государство или государство благосостояния.

- Раскрыть, в чем отличия между активной и пассивной политикой занятости.

Пример 2.В практической части курсовой работы по теме «Трудовой потенциал человека и трудовые ресурсы общества»

- Раскрыть, что такое производительность труда.

- Выявить, что влияет на уровень производительности труда.

- Объяснить какие показатели производительности труда вы знаете.

- Показать, какие методы измерения объема производства вы знаете.

- Описать, в чем достоинства и недостатки этих методов.

- Объяснить что такое нормо-час.

- Рассчитать, как измеряются затраты труда.

- Описать, какие факторы оказывают влияние на производительность труда.

При написании курсовой работы необходимо использовать законодательные, другие нормативные акты, научную и методическую литературу соответствующего периода.

В конце каждой главы студентом формируются выводы по проделанной работе. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

Содержание работы можно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Требования к заключению

В Заключении курсовой работы отражаются следующие аспекты:

- значимость рассмотренных вопросов в курсовой работе (актуальность проблемы в целом или ее отдельных аспектов, современный взгляд на проблему;

- целесообразность применения тех или иных методов и методик;

- сжатая формулировка основных теоретических и практических выводов, полученных в результате исследования;

- предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

В начале заключения еще раз уточняется основная тема, которая должна была быть изучена в процессе написания работы. Последующие пункты демонстрируют ее раскрытие и выводы, сделанные на основе проанализированного материала. Обычно структура заключения курсовой работы соответствует структуре ее основной части. То есть если в работе имеется две главы, содержащие по три параграфа каждая, то в заключение выносятся шесть основных выводов.

Если работа помимо теоретической главы включает практическую часть, то результаты, полученные в ходе исследования, излагаются в заключении после всех теоретических выводов. Важно помнить, что заключение не должно содержать в себе подробных расчетов, доказательств или цепочек логических умозаключений. Это все входит в содержание самих глав основной части. Мысли, изложенные в заключении, должны быть тезисными и краткими.

В заключении хорошей курсовой работы всегда должна быть отражена собственная позиция автора работы. Все выводы заключения должны быть сформулированы кратко, лаконично и объективно, то есть не содержать эмоциональной оценки. Заключение курсовой должно быть целостным и подводить итог всей работы, придавать ей завершенность.

В заключении не допускается повторение содержания введения, глав и параграфов основной части.

Возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента над темой (при подготовке выпускной квалификационной работы).

Требования к языку и стилю изложения курсовой работы

Курсовая работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например, «Сначала производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»), формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»), предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику.

Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:

- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

- различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных.

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное «следующие», синонимичное местоимению «такие», подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например: «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда»).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).

Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».

В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается использование римских цифр.

При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м ).

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой.

Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

2.6. Требования к оформлению курсовой работы

Оформление титульного листа

Титульный лист должен содержать: наименование вуза, наименование кафедры, название учебного курса, название темы курсовой работы. Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 3.

На титульном листе по порядку сверху вниз приводятся следующие данные: полное наименование образовательного учреждения, института, кафедры, тип работы (курсовая работа), тема работы, фамилия, имя, отчество (полностью) студента (в именительном падеже), ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Титульный лист не нумеруют, но включают в общий объем курсовой работы.

Оформление заголовков и оглавления

Разделы/главы и параграфы работы имеют заголовки, которые должны соответствовать их наименованиям в оглавлении. Желательно, чтобы заголовки не совпадали слово в слово ни друг с другом, ни с темой. Они должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание на конкретный материал.

Заголовки структурных элементов работы («Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы») следует располагать в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа и без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Наименования глав и разделов нумеруются арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Нумерация подразделов состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например: 1.2; 2.1. и т.д. Подзаголовки третьего уровня в курсовой работе не желательны.

Текст заголовка следует набирать полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их следует разделять точками. Перенос слов по слогам в заголовках не допускается.

Например:

Наши рекомендации