Тема 3. Выбор темы. Обоснование актуальности выбранной темы

Цель:формирование компетенций через ознакомление с фазами и этапами исследования, основными приемами определения проблемы и формулирования темы исследования (собеседование)

Перечень изучаемых элементов содержания:фаза, этапы, проблема

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите и раскройте содержание фаз процесса исследования

2. Назовите этапы подготовительного этапа исследования и раскройте их содержание

3. Основные приемы определения научной проблемы: внутренние и внешние мотивы

4. Ограничения исследовательского процесса

5. Определите актуальность темы своего дипломного исследования. В какой области находится ее проблематика?

6. Определите круг проблем, которые в той или иной степени призвано решить дипломное исследование.

Тема 4. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования

Цель:формирование компетенций через основныхприемов формулирования целей и задач исследования, выбора объекта и предмета, формулирования гипотезы исследования (устный опрос)

Перечень изучаемых элементов содержания:цель, задача, объект, предмет, гипотеза

Вопросы для самоподготовки:

1.Охарактеризуйте взаимосвязь проблемы, темы и цели исследования

2.Как связаны цель и задачи исследования, его структура?

3.Раскройте соотношение объекта и предмета исследования. Приведите конкретный пример.

4.Какую роль играют гипотезы в науке?

5.Чем отличается научная теория от гипотезы?

6.Приведите примеры формулирования гипотез.

Тема 5. Виды информации

Цель:формирование компетенций через ознакомление способов получения информации для проведения исследования, формирования собственной информационной базы

Перечень изучаемых элементов содержания: способы, источники, информация, база

Вопросы для самоподготовки:

Проведите библиографический поиск по теме своего исследования (реферат, курсовая, дипломная работа и т.п.). Систематизируйте полученную информацию. Сделайте краткую сводную таблицу (см. раздел 5 «Фонд ….))

Тема 6. Методы и методика исследования

Цель:формирование компетенций через раскрытие понятий метода и методики, изучение методов научного познания

Перечень изучаемых элементов содержания:методология, методика, метод,

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определения понятиям метода и методики.

2. Раскройте их соотношение.

3. Назовите основные методы научного познания

4. Какое различие существует между эмпирическими и теоретическими методами?

2. Чем отличается эмпирическое исследование от теоретического познания?

3. Кратко охарактеризуйте основные формы эмпирических исследований.

6. Определите роль индукции в эмпирическом исследовании.

Тема 7. Структура исследовательской работы

Цель: формирование компетенций через ознакомление с логикой хода исследования, взаимосвязи структуры и основных понятий исследования, изучение критериев оценки эффективности исследования(ситуационная задача)

Перечень изучаемых элементов содержания: логика, структура исследования, критерии, оценка, эффективность

Вопросы для самоподготовки:

1. Оцените логику хода научной работы. Постарайтесь описать ее одним абзацем текста.

2. Опишите структуру исследовательской работы, дайте характеристику разделам

3. Опишите взаимосвязь основных пи структуры исследования

4. Предположите, в чем должен выражаться результат Вашего исследования. Сформулируйте его максимально кратко.

5. Назовите критерии оценки эффективности исследования.

Тема 8. Оформление результатов научно-исследовательской работы

Цель:формирование компетенций через изучение способов оформления результатов исследования, знакомство с научным стилем изложения(устный опрос)

Перечень изучаемых элементов содержания:статья, доклад, отчет, презентация, дипломная работа, курсовая работа, диссертация

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите основные способы оформления результатов исследования.

2. Дайте характеристику значимости того или иного способа в сравнении

3. Назовите признаки научного стиля. Обобщите их, обобщение изложите в виде рекомендаций касательно языка изложения научного текста.

Из фонда оценочных средств

I. Примерный перечень тем докладов, сообщений

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ МЕЖДУ ВАМИ БУДЕТ СДЕЛАНО ПОЗЖЕ

Вариант 1

1. В чем заключается сходство и различие между пониманием и интерпретацией?

2. Дайте подробную характеристику научного стиля мышления.

Вариант 2

1. Является ли очевидность синонимом достоверности? Ответ пояснить.

2. Определите роль индукции в эмпирическом исследовании.

Вариант 3

1. Как связаны между собой: тема научного исследования, названия глав и параграфов научного исследования, постановка цели и задач научного исследования?

2. Что такое научный метод и чем он отличается от «здравого смысла»?

Вариант 5

1. Составьте схему структуры теоретического знания.

2. Охарактеризуйте современное отношение «наука - окружающая среда». Дайте долгосрочный и краткосрочный прогнозы изменения данного отношения.

Вариант 6

1. Какое различие существует между эмпирическими объяснениями и теоретическими объяснениями?

2. Какую роль играют гипотезы в науке?

Вариант 7

1. Каковы критерии истинности научного знания?

2. В чем состоит интеграция, а в чем дифференциация научного знания?

Вариант 8

1. Может ли быть игра методом научного познания? Ответ подробно объяснить.

2. Каково значение науки для развития цивилизации?

Вариант 9

1. Что называют пониманием и чем оно отличается от объяснения?

2. Чем отличается научная теория от гипотезы и закона?

Вариант 10

1. В чем выражаются особенности современной научно-технической революции?

2. Проведите сравнение между учителем и информационными технологиями как разными формами трансляции научного знания. Отметьте положительные и отрицательные черты каждой формы.

Вариант 11

1. Чем отличается эмпирическое исследование от теоретического познания?

2. Каковы тенденции развития гуманитарных наук?

Вариант 12

1. Как соотносятся между собой проблема, актуальность и гипотеза исследования?

2. Каковы перспективы развития общества, основанного на знаниях?

Вариант 13

1. Определите роль учителя в процессе трансляции знаний.

2. Определите функции научной теории.

3.

II. Презентация

Презентация доклада на тему «Научное и обыденное познание действительности». Предстоит раскрыть содержание научного и обыденного познания и отразить их отличия.

Наши рекомендации