Результаты выполнения отдельных заданий или групп заданий в сравнении с результатами региона
№ п/п | Проверяемые элементы содержания/умения | Уровень сложности | % выполнения | ||
ЗАТО Александровск | Мурманская область | ||||
Часть 1. | |||||
Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь | Б | ||||
Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; общение, межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | Б | ||||
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) | Б | ||||
Общество и человек (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества; свобода совести; мораль; гуманизм; патриотизм, гражданственность | Б | ||||
Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм | Б | ||||
Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства | Б | ||||
Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям) | Б | ||||
Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Социальная структура общества; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения | Б | ||||
Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям) | Б | ||||
Социальная сфера (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство | Б | ||||
Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям) | Б | ||||
Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних | Б | ||||
Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Б | ||||
Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения; права и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям) | Б | ||||
Право (задание на анализ двух суждений) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на сравнение) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задание на установление соответствия) | Б | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задание на установление фактов и мнений) | П | ||||
Часть 2 | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | Б | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | В | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | П | ||||
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | В |
Выводы:
1)Из приведенной выше таблицы и диаграммы можно сделать вывод о том, что процент выполнения заданий первой части у выпускников ЗАТО Александровск выше, чем по области (все задания, кроме №22 – на установление соответствия), а вот процент выполнения заданий второй части у наших обучающихся ниже, чем в целом по региону.
2) Средний процент выполнения заданий базового уровня сложности составил в 2017 году 80% (в 2016 году – 73,5%);
Повышенного уровня сложности – 60 % (в 2016 году – 52,8%);
Высокого уровня сложности – 36% (в 2016 году – 31,3%).
Показатели по муниципалитету выше, чем по региону.
В таблице для сравнения представлены данные по общеобразовательным организациям, по ЗАТО Александровск, по Мурманской области:
ОО | Средний процент выполнения заданий | ||
Базового уровня сложности | Повышенного уровня сложности | Высокого уровня сложности | |
МБОУ ООШ №1 | |||
МБОУ ООШ №2 | |||
МБОУ «Гимназия» | |||
МБОУ СОШ №266 | |||
МБОУ ООШ №269 | |||
МБОУ СОШ №276 | |||
МБОУ СОШ №279 | |||
МБОУ ООШ №280 | |||
По ЗАТО Александровск | |||
По Мурманской области |
3) Анализ результатов показал, что все разделы содержания базового уровня сложности усвоены обучающимися на допустимом уровне, задание 2 (из раздела «Человек и общество» выполнено на высоком уровне (91%)
Надопустимом уровне(60%≤к≤90%) усвоены следующие разделы содержания (базовый уровень сложности):
1. Человек и общество;
2. Сфера духовной культуры;
3. Экономика, ее роль в жизни общества. Экономическая сфера;
4. Социальная сфера;
5. Сфера политики и социального управления;
6. Право. Признаки и виды правонарушений; административные правоотношения. Основные понятия и институты уголовного права. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Права ребенка. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения.
Из заданий базового уровня затруднения вызвало лишь задание 22 – на установление соответствия (задание с разным содержанием в разных вариантах), с этим заданием полностью справились 59% выпускников.
В части 1 затруднения у обучающихся вызвали также задания повышенного уровня, требующие аналитических умений:
- задание 20 – раздел «Право», на анализ 2-х суждений;
- задание 24 – на выбор позиций из списка.
4) Процент выполнения части 2 составил 28 (в прошлом году – 22%). По всем заданиям второй части процент выполнения по муниципалитету ниже, чем по региону в целом.
Сложность вызвали задания, проверяющие следующие умения обучающихся:
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельность людей в различных сферах;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, анализировать источники.
Рекомендации:
Методической службе:
- Ознакомить педагогов с аналитической справкой, обсудить результаты ОГЭ по обществознанию на рабочем совещании.
- Оказать методическую и консультативную помощь педагогам при отработке педагогами «проблемных» заданий и разделов содержания с обучающимися.
- Рекомендовать рассмотреть эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы.
Учителям обществознания:
- При подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации обратить внимание на отработку следующих умений: объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельность людей в различных сферах; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); анализировать источники.
- При организации учебных занятий и повторения обратить внимание на разделы:
Общество и человек; Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения; права и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям); Право; Сфера духовной культуры и ее особенности; Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы; судебная система.
- Следует продолжить систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию; обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Использовать в работе тексты различных видов: научные, публицистические, фрагменты юридических документов.
- При изучении новой темы, повторении пройденного материала организовывать работу с учащимися по развитию умения составлять план фрагмента текста (№ 26). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). Отметим, что на уровне основного общего образования выполнение задания данного типа не требует составления развернутого плана. Поэтому отсутствие конкретизации ряда пунктов не является основанием для снижения оценки.
- Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание № 29). Так как социальный опыт учащихся 9 классов незначителен, следует акцентировать внимание учащихся на факты прошлого и современности; сведения, почерпнутые из других учебных предметов или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Реализация в урочной и внеурочной деятельности мини-проектов, социальных практик, проведение диспутов, экскурсий, обсуждение фильмов, публикаций в СМИ, иных образовательных событий позволит расширить социальный опыт учащихся.
- Продолжить работу по формированию смыслового чтения. Важно научить учащихся внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обратить внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).
- Увеличить долю учебных дискуссий, практико-ориентированных, исследовательских заданий, требующих самостоятельного структурирования и аргументации материала учащимися. Это поможет сформировать у учащихся умение формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (№ 31), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.
14.09.2017 Методист МБУО «ИМЦ» Е.В. Веселова