По видам деятельности учащихся, необходимой при выполнении отдельных заданий теста, банк заданий может быть условно разделен на 5 групп.

1. Понимание простой информации (терминов, фактов, простых понятий и явлений). Примеры данной деятельности – дать определение научным понятиям, знать единицы измерения, описать простые явления. Задания, включающие данный тип деятельности, составляют 40% теста.

Пример.

Когда ученые тщательно измеряют какую-либо величину много раз, они ожидают, что:

А. все измерения будут совершенно одинаковыми.

В. только два измерения будут совершенно одинаковыми.

С. все измерения, кроме одного, будут совершенно одинаковыми.

D. большинство измерений будут близкими, но не совершенно одинаковыми.

2. Понимание сложной информации, интегрирующей отдельные части простой информации. Примерами деятельности, иллюстрирующей понимание сложной информации, являются дифференциация, сравнение, противопоставление и синтез. Задания данного типа также составляют значительную часть теста – 29%.

Пример.

Приведите одно обоснование, почему озоновый слой важен для всего живого на Земле.

3. Использование теории, анализ и решение проблем. Данная группа включает использование теоретических знаний для обобщения и вывода научных принципов, решения количественных (расчетных) задач, объяснения окружающих явлений, конструирования и применения моделей, а также принятия решений по различным проблемам. Тест включает 21% заданий, соответствующих данной категории деятельности.

Пример.

В жаркий солнечный день два одинаковых стакан, до краев наполненных: один – водой, другой – бензином, поставили на стол около окна. Через несколько часов заметили, что количество жидкости в обоих стаканах уменьшилось, причем бензина осталось меньше, чем воды. Что показывает этот эксперимент?

А. все жидкости испаряются.

В. бензин нагревается больше, чем вода.

С. одни жидкости испаряются быстрее других.

D. жидкости будут испаряться только при солнечном свете.

Е. Вода нагревается больше, чем бензин.

4. Использование приборов и материалов, стандартных процедур, и естественнонаучных методов (сбор, организация, представление и интерпретация данных). В тесте всего 6% заданий, проверяющих данные виды деятельности. приведенное ниже задание требует от учащихся проинтерпретировать данные, представленные в виде графика, и экстраполировать его результаты.

Пример.

На графике показано перемещение муравья, ползущего по прямой. Если муравей будет продолжать двигаться с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 30 секунд?

А. 5 см. В. 6 см. С. 20 см. D. 30 см.

Расстояние (см.) 7
6
5
4
По видам деятельности учащихся, необходимой при выполнении отдельных заданий теста, банк заданий может быть условно разделен на 5 групп. - student2.ru 3
2
1
0
5 10 15 20 25 30
Время (с)

5. Проведение исследований (выявление вопросов, которые нужно исследовать, планирование и проведение исследования, интерпретация данных исследования, формулирование выводов по данным исследования). Проверка перечисленных выше умений обычно осуществляется при практическом проведении исследований. Однако при определенных условиях овладение данными умениями можно оценить с помощью заданий с выбором ответа и заданий со свободными ответами. Обычно тест включает небольшое число заданий данного типа.

Пример.

Допустим, что вы хотите исследовать, как частота сокращения сердца изменяется при изменении активности человека. Какие материалы и приборы вы будете использовать в исследовании? Какова будет последовательность ваших действий?

Одной из форм оценивания в современной педагогической практике является зачет, сдавать который может быть предложено по любому предмету учащимся любого класса с первого по одиннадцатый. Обилие зачетов, несогласованность их по содержанию и времени проведения создает колоссальную перегрузку учащихся. Однако эта проблема находится за рамками данной книги, поэтому не будем останавливаться на рассмотрении способов ее решения

Организовать и провести зачет для учителя не так трудно, труднее выявить и оценить результат. Очень много зависит от того, какого качества знания и умения необходимо продемонстрировать на зачете. Обученность во многом определяется отношением учащихся к учению, в зависимости от которого, знания и умения будут отличаться глубиной, гибкостью, прочностью, системностью, обладать свойством переноса и т.д.

К концу учебного года или по завершении изучения курса, темы перед учителем встает проблема установления уровня обученности учащихся. Таких уровней может быть по крайне мере три, причем каждый из последующих уровней включает в себя элементы предыдущего:

· воспроизводящий уровень, когда учащийся может описать учебную информацию, сформулировать готовое определение, применить известные ему приемы деятельности, выполнить задание по образцу.

· конструктивный уровень, который предполагает преобразование учащимися имеющихся знаний и умений; учащийся владеет навыками переноса знаний и умений в измененные ситуации, в которых он видит аналогичные элементы предыдущих ситуаций.

· творческий уровень, который характеризуется овладением учащимися новыми приемами и способами действий в ходе учебно-познавательной деятельности, т.е. ученик может применять знания и умения в новых, неизвестных ранее ситуациях. Данный уровень характеризуется творческим мышлением, проявляющимся в специфическом видении различных явлений, в преодолении и замене стереотипных явлений и суждений оригинальными, необычными достаточно обоснованными.

Для оценки уровня обученности необходимы различные задания, которые должны быть понятны учащимся. Если в течение года задания носили воспроизводящий или репродуктивный характер, то задания творческого характера на зачет выносить нельзя.

Творческий зачет, как форма оценивания образовательных результатов позволяет выявить: способность ученика осуществлять сознательный выбор содержания; умение самостоятельно раскрыть обозначенную проблему; уровень знаний и умственной активности, владение учебными умениями; способность проявлять и защищать личную позицию.

Карта успеха учащегося, разработанная учителями английской и русской программ Псковской билингвистической гимназии, позволяет отслеживать эффективность работы ученика при усвоении учебного материала.

При оценке успеваемости учащегося необходимо учитывать сложность изучаемого материала и качество его усвоения. Исходя из этого, оценка состоит из двух показателей. Первый показатель отражает темп продвижения учащегося при изучении учебного материала. Например, первому уровню сложности в чтении по английской программе соответствует чтение слов, словосочетаний, небольших предложений. Второму уровню соответствует чтение небольших текстов, полностью состоящих из ранее изученного языкового материала (стихи, рифмовки, рассказы). По русской программе каждому уровню соответствует определенное количество слов.

Второй показатель является качественной оценкой знаний, умений, навыков по данному виду деятельности на том уровне сложности, которого достиг ученик. Например, текст состоящий из ранее изученного материала (второй уровень сложности), учащийся может читать по буквам и слогам, затрудняясь в установлении буквенно-знаковых соответствий, в медленном темпе, допуская 50% и более ошибок (качественная оценка – 1); или чтение может быть выразительным, с правильным ударением и интонационным оформлением, в естественном темпе, ошибки – 1 – 5% (качественная оценка – 5). По русской программе в основу качественной оценки положен способ чтения и его правильность.

Переход с одного уровня сложности на другой возможен только при достижении качественной оценки 4 – 6, с учетом способностей ученика.

Данный подход к оцениванию успеваемости учащегося позволяет преподавателю тщательно отслеживать продвижение каждого ученика в индивидуальном темпе, а также корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности: в английской программе – это говорение, аудирование, чтение и перевод. В математике – вычисления, решения задач, величины, геометрия, математическая терминология. В словесности – графика и фонетика, синтаксис, техника чтения, понимание прочитанного, орфограммы, списывание, запись под диктовку, словарный диктант, развитие речи.

Одним из средств оценивания и учета достижений (в т.ч. творческих успехов) учащегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Родиной «портфеля» или «портфолио» являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира, так, например, в Финляндии именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования. «Портфолио» - это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:

· Объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

· Пробелов в подготовке;

· Трудностей усвоения;

· Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

· Положительных мотивов учения;

· Интереса к предмету;

· Развития мыслительной деятельности;

· Критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Сегодня в научных и научно-популярных публикациях описано несколько моделей «портфеля». Они разработаны для разных категорий учащихся – одни для студентов, а другие для школьников. Специфика возраста влияет, в первую очередь, на методику работы с «портфелем». Так, студенты проявляют гораздо большую самостоятельность, чем школьники, и им необходимо консультирование преподавателя, а школьники чаще всего ждут от него помощи. В качестве примера рассмотрим модель «портфеля», разработанную нашими московскими коллегами специально для оценки достижений учащихся общеобразовательной школы (Сметанникова Н.Н.). Автор считает, что, пользуясь такой формой оценки учебных достижений, учитель способен создать для каждого ученика ситуацию переживания УСПЕХА. Пользуясь этой системой, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать. «Портфель», разрабатываемый в виде дневника самооценки должен отвечать определенным требованиям:

1. Дневник выборочен. Прежде чем начинать собирать Дневник самооценки, обучающийся должен знать цель сбора. Целью может являться: самооценка; документация прогресса в учебе; помощь учителю при принятии решения; для отчета перед администрацией или родителями.

2. Дневник - это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс.

3. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции.

4. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс и т. п.), но "чиститься" дневник регулярно. Т. е. проводиться отбор и оценивание работ, которые обучающийся в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается совместно с учениками. Экспериментально удалось установить, что для учащихся начальных классов целесообразно установить это время с периодичностью две недели.

5. Дневник нацелен на рефлексию, на самооценку.

6. Дневник - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.

Существует три типа дневника: дневник достижений, дневник – отчет и дневник - самооценка. Любой дневник («портфель») имеет все три характеристики, но при его планировании изначально следует выбрать один тип, так как тип соответствует генеральной цели дневника.

Дневник Достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся. Учитель ставит цель: оценить прогресс в учебной деятельности. Обучающийся сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения. К окончанию остается несколько работ, которые отобраны самостоятельно. Это самый легкий тип он позволяет использовать дневник, как эффективную оценочную технологию. Этот вид дневника рекомендуется использовать в начальной школе.

Дневник – Отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятии, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это дневник для внешнего пользователя, его цель - показать, что учащийся справился с программой обучения.

План и единица сбора в Дневнике - отчете задается изначально преподавателем. Этот вид лучше использовать на ступени основного обучения.

Дневник – Самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями. Разрешение собирать такой портфель означает, что преподаватель берет на себя обязательство давать письменное разъяснение, за что он поставил ту или иную отметку, вести дневник наблюдения, оценивать процесс и регресс, заполнять сертификат достижений. Этот вариант дневника целесообразнее использовать в работе с учениками старших классов.

Достоинства и недостатки каждого типа дневников представлены в следующей таблице:

Типы портфолио

Таблица

Тип дневника Достоинства Недостатки
Дневник - Достижения -гибкость обучаемого; -независимость; -формирование самооценки;   -хаотичен; -не раскрывает полностью особенности ученика; -самооценка может быть неадекватной.
Дневник - Отчет -представляет широкий спектр работ для оценивания (как стандартные тесты, так и творческие работы); -показывает как индивидуальную работу, так и работу в группе; -позволяет определить индивидуальный вклад в работу группы -формирует адекватную самооценку относительно стандарта (контрольные, тесты). -не всегда показывает интересы и силу обучающегося; -минимизирует право собственности; -искусственен; -в значительной мере задан преподавателем.  
Самооценка -демонстрирует взгляд на обучение и преподавание; -представляет материал для оценки своей деятельности; -дает пищу для размышлений -занимает много времени студента и преподавателя; -минимизирует право собственности.

Разделы дневника. Дневник любого типа имеет четыре основных раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие любимые занятия. Коллектор - это папка, куда собирается материал урока, поступающий от учителя, учебника, таблиц и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий. Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и преподавателем, оценка и самооценка. Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел Достижения, либо остается в Рабочих материалах.

Единица сбора. Важно определить единицу сбора. На первом этапе, когда собирается Дневник достижений, единицами сбора становятся текущие материалы, из которых обучающийся выбирает те, которые он считает своими достижениями. В Дневнике достижений, большую роль играет раздел - "Портрет". В Дневнике - отчете единицами сбора становятся в большей степени проверочные, контрольные работы, тесты, т. к. на этом этапе обучающийся учится адекватной самооценке относительно заложенных в них стандартов. Однако сбор и оценивание выбора уже не является достаточным, рекомендуется сделать проверку своих работ. Прежде чем выполненная работа сдается преподавателю, ее проверяет сам обучающийся, затем его партнер по парной работе. Ошибки обсуждаются и при согласии автора корректируются. Обсуждение контрольной работы становиться важным обучающим этапом. При проверке сданной работы педагог подчеркивает, но не исправляет и не квалифицирует ошибки, а на занятии объясняет их. Во время объяснения обучающиеся вносят коррективы в свои работы. Все эти этапы вносятся в Дневник. В Дневнике достижений единицами сбора становятся как письменные работы, так и работа с любым изучаемым или создаваемым текстом: доклады, сообщения, самостоятельные аудио- и видеоматериалы, картинки, фотографии и т.д. Каждая единица снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом, аргументацией в защиту выбора данной работы. Правило фиксирования в письменном виде учебной деятельности относится ко всем заданиям. Формы фиксации могут быть самыми разными.

Наличие проверочного листа качества исполнения деятельности позволяет соединить составляющие знаний и умений. Деятельность обучающихся по оценке качества выполнения задания становится осмысленной, корректируется самооценка обучающихся.

По окончании проводится конференция обучающихся, с родителями, администрацией, учителями.

Таким образом, дневник (достижений; отчет; самооценки) - технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности: процессу сбора информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самим обучающимися и обсуждается с педагогом, с родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. Это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива.

Методика шотландский аттестатотражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором. Шотландский аттестат представляет из себя папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным. В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения:

· темы, которые должны быть изучены;

· умения, которыми необходимо овладеть;

· практика, которую необходимо пройти и т.д.

· описание личностных качеств ученика, сделанных: как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником;

· обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником);

· учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируется не только отметки, поведение, прилежание, посещаемость, полученные знания, заинтересованность в работе, но и рекомендации учителя, а также ответ родителей).

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям. Так, образовательное учреждение «Международный лицей» разработало подобный вариант аттестата образовательных достижений для лицеистов, обучающихся в течение четырех лет, т.е. с 8 по 11 классы. В аттестат заносится следующая информация:

· Учебные достижения, включающие четвертные, полугодовые, экзаменационные (только в 9 и 11 классах по экзаменационным предметам) и итоговые отметки по всем изучаемым предметам в 8-11 классах.

· Творческие работы (перечень с краткой характеристикой каждой работы), выполненных по итогам занятий на факультативах и курсах по выбору.

· Итоговые документы (сертификат, диплом, свидетельство и т.д.) или творческие работы, полученные и выполненные на дополнительных образовательных курсах.

· Результаты выступлений на предметных олимпиадах.

· Результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

· Краткая характеристика творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных предметов: техническое творчество, углубленное изучение программных и непрограммных учебных материалов, работы по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования.

Подобный аттестат образовательных достижений позволяет учесть традиции отечественной школы, его внедрение не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно.

Рассмотрим еще одну методику - тетрадь – паспорт.Ниже предлагается несколько вариантов тетрадей, которые можно модифицировать под потребности образовательной программы или конкретной группы учащихся.

Тетрадь-паспорт может представлять сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи-характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть». Приведем примеры ответов, помещенных в такой тетради (с сохранением «стиля авторов», то есть учащихся, которые делали записи в своей тетради).

Пример индивидуальной тетради-паспорта

Таблица

Предмет «Хочу» «Могу» «Есть» «Не могу» «Должно быть»
Русский язык Научиться грамотно писать. Грамотно и ясно писать сочинения. Выполнять творческие работы, фонетический разбор, пользоваться словарем. Хотя знаю теорию, скована у доски, иногда испытываю боязнь. Диктанты пишу грамотно, но за разборы всегда получаю «4». Урок должен проходить в виде игры, чтоб было интересно. В кабинете должно быть больше репродукций.
Литература Узнать о построении стихотворений и литературных произведений, научиться вникать в суть произведения. Сочинять стихи. Делать творческие работы, вникать в суть произведения, переживая за его героев. Определенное спокойствие и настроенность на рабочий лад.   Вместо того, чтобы всему классу писать отзывы и сочинения, пусть каждый выразит чувства к прочитанному произведению как хочет: кто-то напишет сочинение, кто-то нарисует картину, а кто-то сочинит стихи, и будет выставка, ярко выражающая эмоции ребят.
История Узнать как люди жили несколько веков назад, какие трудности были. Хорошо ориентируюсь по карте, могу назвать даты важнейших событий. Еле заметная скованность. Интерес к предмету. Вопросы сравнительные. Не всегда могу ориентироваться. Урок должен проходить в виде игры. Пусть новую тему прочитает группа ребят. Она расскажет ее классу, покажет рисунки. В течение года каждый будет актером и учителем.

Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми. В результате такого учета индивидуальности каждого ребенка стало возможно:

· Проследить личные победы и неудачи в усвоении каждым ребенком учебного материала;

· Увидеть работу каждого ученика и каждого учителя над формированием специальных знаний и умений;

· Проследить совместно с руководителями секций и кружков динамику изменений в сфере интересов учеников;

· Вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы;

· Разрабатывать разнообразные тестовые задания;

· Соотносить данные педагогической и психологической диагностики, с результатами наблюдений, сделанных в образовательном процессе.

Не менее интересным является опыт И.П. Волкова, разработавшего еще в 80-х годах ХХ века творческую книжку. В творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы. Самостоятельная работа должна соответствовать определенной норме, после выполнения которой делается запись в книжке. Например, 10 фотографий, 5 – 8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т.д. Это норма по объему работы, но не по времени исполнения. Дело ученика – работать несколько дней или несколько месяцев. Норма – не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы – единство требований; вот эти нормы и создают такое единство, хотя учитель имеет право записать работу и меньшего объема. Он должен исходить из интересов ученика.

Записи выглядят примерно так:

1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособления, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер.

2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т.п.

3. Работы по искусству. Записываются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т.п.).

4. Педагогическая деятельность. Фиксируется работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах.

5. Изобретательство. Записываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы и краткого описания.

6. Исследовательская и опытническая работа. Записывается только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод.

7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также, если присвоен спортивный разряд.

8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик занимался не менее полугода.

Как видим, в самостоятельной работе сверх учебной программы для ученика нет никаких ограничений: делай что хочешь, когда, где хочешь и как угодно долго или быстро.

По окончании школы на основании записей в творческой книжке составляется характеристика качеств личности, проявившихся в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы.

Сначала выделяются склонности ученика, для чего выписываются разделы, по которым он работал, и подсчитывается количество записей по каждому из них.

Вкладыш к творческой книжке

Таблица

Выполнил работы по следующим разделам:

Раздел науки, техники, искусства Количество записей Раздел науки, техники, искусства Количество записей
1. 2. 3. 4. 5. Ботаника Зоология Французский язык Математика Фото 6. 7. 8. 9. 10. Рисование Литература Английский язык Лепка Театр
  ВСЕГО    
ИТОГО

Из приведенных в таблице данных видно, что ученик проявил склонность к биологии, в частности к ботанике. Но это склонность к виду деятельности вообще, что еще не дает возможность судить о том, какую профессию, специальность выпускник может освоить с наибольшим успехом. Ведь ботаник – это и цветовод, и агроном, и учитель биологии, и деятель науки.

А как быть в том случае, если ученик хоть и выполнил много работ, но явной склонности к чему-либо не проявил?

Для того, чтобы составить более полную картину качеств личности, И.П. Волков предлагает анализировать каждую работу начиная с шестого – седьмого класса по следующей схеме.

Наши рекомендации