Понятие правовой культуры, ее структура, функции и роль в формировании гражданского общества.

Право является институтом культуры, определяется ее уровнем и характером развития. Взаимосвязь культуры и права отображается в понятии «правовая культура».

Если правосознание – компонент сознания, то правовая культура – часть общей культуры, т.е. культуры отдельной личности, общества. Культура – совокупность ценностей

Правовая культура характеризует ценность права: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав граждан, роль юридической науки и т.п. Она охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правоотношения, правопорядок. Правовая культура в таком понимании – это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура объективная. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения.

По уровню развития правосознания правовая культура подразделяется на обыденную и профессиональную.

По типам культуры можно различать правовую культуру традиционную и европейскую.

Правовая культура личности. Она отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Правовая культура – это степень зрелости, цивилизованности человека, его образ мышления, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. Правовая культура - это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях.

В состав правовой культуры личности входят: правовая информированность личности, ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой деятельности и правового поведения.

Правовая информированность – это обусловленная интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации, выраженная в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях.

Правовая информированность охватывает: интерес личности к праву, правовые знания, понимание права. В.И. Гойман называет эту структуру: «интересуюсь, воспринимаю, понимаю». Центральным звеном правовой информированности служат правовые знания, уровень которых позволяет составить представление о степени и характере ее развития.

Профессиональная правовая культура. Ее носителем является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности юридического инструментария, способность эффективно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, например, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов, юрисконсультов и т.п. При этом уровень правовой культуры различен и среди представителей одной и той же профессии.

Правовое воспитание

Правовая социализация личности – это вхождение человека в правовую среду, т.е. включение человека в мир права, усвоение им и поддержание правовых норм, следование правовым традициям.

Правовая социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований статусного правового поведения, приобретение правокультурных ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность.

Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса разнообразных объективных и субъективных факторов. Первая группа факторов характеризует процесс воспитания правом, когда право, его нормы и правовые учреждения стихийно (не подчиняясь чьему-либо управляющему воздействию) формируют образ права. Вторая группа предполагает целенаправленную систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспитание и обучение.

Правовое воспитание – это основанная на принципах педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание осуществляется через определенную систему, формы и с помощью определенных средств и методов.

Формы правового воспитания:

- правовое обучение;

- правовая пропаганда;

- организованная и контролируемая социально-правовая практика населения.

Средства правового воспитания: материальные источники, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература)

Методы - приемы и способы воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.

Система правового воспитания – субъекты, которые проводят правовоспитательную работу, объекты (категории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа) и правовоспитательные действия. Элементом этой системы является юридический всеобуч. Это система общественных институтов, обеспечивающих поэтапное и всеобщее приобщение людей к праву, воспитание у них современного правового мышления. Потребность в юридическом всеобуче обусловлена задачами формирования правового государства, цель – обеспечить правовую социализацию личности, подготовить ее к участию в правовой жизни общества.

Правовой нигилизм

Правовое развитие общества отличается не только прогрессивной направленностью, но и при определенных условиях может приобретать аномальный характер. Это патология права – такое состояние правового развития общества, которое характеризуется локальными сферами действия права, противопоставлением праву неправовых средств достижения целей и задач в различных областях деятельности. Основой патологии права является правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - это сформировавшееся в общественном сознании или психике отдельного человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами.

Противоположным по форме, но сходным по результатам действия является юридический фетишизм. Это гипертрофированное понимание роли юридических средств реализации социально-экономических, политических и иных задач. Например, утверждается, что принятием нормативного правового акта можно решать любую острую проблему – одолеть дефицит, насытить рынок товарами, преодолеть преступность, повысить культуру и т.п.

Правовой нигилизм можно рассматривать на различных участках правовой действительности: в правовой идеологии он находит выражение в доктринах, идеях, представлениях; в правовой психологии выступает в форме своеобразных позиций, установок, стереотипов неверия в правовые идеалы; в юридической практике характеризуется различными формами отступления от правовых установлений, правовой пассивностью населения.

Правовой нигилизм может проявляться в правовом скепсисе (надменно пренебрежительное восприятие права), правовом инфантилизме (безответственное отношение к требованиям закона), правовом цинизме (иными словами, правовом беспределе). Особую опасность приобретают разные формы экстремизма, крайним выражением которого являются террористические акции.

Можно выделить три уровня правового нигилизма:

1) общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур; государство пренебрегает правом;

2) отдельных социальных структур;

3) отдельной личности.

Причины правового нигилизма в России:

Явление правового нигилизма не исчерпывается факторами специально-юридического характера: оно связано с культурологическими, политическими, историческими особенностями развития страны, национальными традициями, уровнем социального самочувствия людей.

Преодоление правового нигилизма – длительный процесс, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание качественно-обновленной социально-правовой среды, утверждение в общественном сознании веры в право, убежденности в его необходимости и социальной полезности.

В системе мер преодоления нигилизма приобретает значение юридическая политика государства.

Во-первых, это утверждение в обществе идеи правового государства.

Во-вторых, это формирование у населения доверия к институтам и учреждениям государственной власти

В-третьих, необходимо, чтобы власть на любых ее уровнях соответствовала общественным ожиданиям с точки зрения компетентности, норм этического поведения.

В-четвертых, в общественной жизни должен утверждаться качественный правовой закон.

В-пятых, действенность всеобуча.

Лекция

Наши рекомендации