Государственно-правовой режим
Государственно-правовой режим — совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
В.Н.Хропанюк отмечал, что политический режим — это более широкое понятие по отношению к государственно-правовому режиму, поскольку он включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, непосредственные выступления народа, влияние определенной идеологии.
Противопоставлять государственный и политический режимы нельзя. В обычной ситуации политический режим имеет тот же характер, что и государственный, т.к. деятельность государства составляет ядро политического режима. Однако между ними возможны расхождения: в условиях либерального законодательства о методах деятельности государственных органов террористические действия некоторых воинствующих объединений может сложиться недемократический режим. Также в условиях массовых выступлений отдельных слоев населения государство может идти на переговоры, а не применять насильственные методы, предписываемые законодательством.
Характеризуя государственный режим, следует помнить, что в управлении государство использует различный арсенал методов.
Виды режимов.
1) Гражданский и военный государственные режимы. В основу выделения таких видов режима положены способы регулирования и защиты конституционных прав и свобод.
В условиях гражданского режима государственную власть осуществляют предусмотренные конституцией органы методами, установленными в законе. Поскольку установленные законом методы могут быть антидемократическими, то гражданский режим может быть демократическим и антидемократическим.
В рамках гражданского режима может устанавливаться чрезвычайное положение. При этом гражданские органы исполнительной власти могут наделяться дополнительными полномочиями, а конституционные права граждан — ограничиваться.
При военном режиме государственная власть осуществляется методами военного управления. При этом различаются режим военного совета и режим военного положения. При режиме военного совета конституция приостанавливается, государственную власть осуществляют органы, не предусмотренные конституцией, а созданные в результате военного переворота. Ранее избранные должностные лица смещаются со своих постов.
При режиме военного положения конституция продолжает действовать, прежние конституционные органы сохраняются, чрезвычайные суды отсутствуют. Однако наказания ужесточаются, полномочия конституционных органов ограничиваются, органы исполнительной власти могут наделяться чрезвычайными полномочиями. Возрастает роль императивных методов.
2) Все режимы можно разделить на демократические и антидемократические.
Демократический режим присущ странам с социально ориентированно рыночной экономикой, где существует сильный «средний класс», заинтересованный в стабильности и оказывающий влияние на государственную власть через выборы, прессу, общественное мнение. Реализация власти основывается на принципах разделения властей и их взаимодействия.
Методы осуществления власти. Применение методов принуждения ограничено, массовое насилие как мера государственного воздействия, теоретически не допускается. Основное значение имеют методы либерализма, уступки, стимулирование.
Политическая активность граждан. Государство обеспечивает развитие политической активности граждан.
Права граждан. Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, а защите этих прав в деятельности органов государства уделяется особое внимание.
Полудемократический режим.
Методы осуществления власти. Они характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Основное значение имеют методы либерализма, принуждение ограничено, методы требований и запретов имеют цель сохранить и защитить демократические институты.
Организация власти. Деятельность представительных органов на всех уровнях несколько принижается, на первый план выдвигается исполнительная власть. Система сдержек и противовесов не отработана, принцип взаимодействия властей нарушен.
Права граждан. Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, но их защита со стороны государственных органов в результате преступности, коррупции в органах государства, принижения роли суда осуществляется недостаточно. Оппозиция оценивается негативно и прикрытым образом ее деятельность стесняется.
Политическая активность граждан. Она не развита, в том числе из-за трудностей материального положения. Значительная часть граждан не видит в деятельности органов государства благоприятных последствий для себя.
Полудемократический режим существует во многих постсоциалистических странах, в том числе, в России, в ряде стран Латинской Америки, в Турции, Египте.
Авторитарный режим
Методы осуществления власти. Преобладают методы принуждения при сохранении отдельных методов либерализма.
Организация власти. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальностью, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена (разрешенные партии могут действовать только в определенных рамках и часто на основе определенной государственной идеологии). Доминирует исполнительная власть, глава государства.
Права граждан. Права граждан открыто нарушаются, а органы государства видят свою роль не в защите этих прав, а в служении клану президента.
Политическая активность граждан. Реальное политическое участие граждан в делах государства отсутствует, выборы имеют показной характер и не могут отстранить от власти прежние силы или привести к власти новые партии, господствует принцип не выборности, а назначения. Политическая активность граждан низка: она стеснена рамками законодательства и установившейся практики.
Авторитарный режим существует в Индонезии, Малайзии, Таиланде.
Тоталитарный режим.
Методы осуществления власти. Используются методы физического, психического, идеологического принуждения. Существует вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества, включая личную жизнь человека.
Организация власти. Органы государства слиты с партийным аппаратом, что прямо закрепляется законодательством. Существует культ личности вождя. Управление осуществляется на основе единой идеи, которой подчинена деятельность всех общественных организаций, являющихся прямыми придатками политической партии.
Права граждан. Конституционные права граждан открыто нарушаются в деятельности государственного аппарата под предлогом обеспечения «высших» прав общества или государства. Личность как таковая государством игнорируется.
Политическая активность отсутствует, она подчинена указаниям органов партии, хотя государственные органы организуют выборы.
Разновидностью тоталитарного режима является фашистский режим. Отличие его состоит в содержании идеологии. Если идея тоталитарного государства состоит в построении коммунизма, то при фашизме идет борьба за формировании чистой нации.
Кроме указанных режимов можно отметить режимы древних государств, такие как деспотия и тирания. Это усиленные авторитарные режимы, исключающие разделение властей, не знающие прав и интересов личности. Среди методов управления преимущество принадлежит насилию. Однако если при деспотическом режиме оно ориентировано на все слои общества, то при тираническом – на ближайшее окружение, от которого может исходить угроза свержения власти.
Лекция
Тема 5. Функции государства
1) Понятие функций государства. Эволюция функций государства при переходе от плановой экономики к рыночной.
Значение функций государства.
1) В функциях государства проявляется его сущность, поскольку функции — это внешнее проявление его свойств;
2) Функции определяют структуру государственного механизма. Изменение функций ведет к изменению структуры;
3) С проблемой функций государства тесно связаны вопросы о закономерностях его возникновения, развития, отмирания.
Проблемой ТГП является понятие функции государства.
М.И.Байтин определял функцию как «направление (и сторону) его деятельности, в котором выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития...».
В своей книге «Функции и структура государства» Л.И.Каск критикует подобную позицию, указывая, что в таком случае функции государства отождествляются с его деятельностью. Деятельность — это динамичное понятие, проявляющееся в единстве содержания, форм, методов, средств. Необходимости в новом термине нет. Каск определяет функции государства как содержание деятельности государства. Это только те стороны деятельности, без существования которых общество не сможет существовать, как социальный организм Аналогичного мнения придерживался А.И.Денисов.
А.П.Глебов под функциями государства предложил понимать социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций).
Л.А.Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом
Признаки функций государства:
- функции обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами общества;
- функции носят конкретно-исторический характер: они формируются и изменяются с развитием общества;
устойчивость функций: они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях;
- функции проявляются в фактической деятельности по управлению обществом;
- функции юридически регламентированы и организационно обеспечены;
- в процесс осуществления функций может быть вовлечен как весь механизм государства, так и его отдельные звенья.
Факторы, влияющие на функции государства.
- национальные моменты, что особенно характерно для многонациональных государств. Особое значение имеют функции, связанные с сохранением и развитием национальной культуры, сглаживанием межнациональных конфликтов;
- научно-технический прогресс. Государство должно способствовать развитию фундаментальных наук, разработке открытий и в то же время сдерживать негативные последствия научных достижений;
- экологический фактор: государство должно обеспечивать жизнь человека в благоприятных для здоровья условиях;
- информатизация общества: государство должно обеспечивать возможность для реализации свободы информации и равный доступ к ней;
- международная обстановка: интеграционные процессы, меняющиеся межгосударственные отношения и нормы оказывают влияние на функции государства.
2) Классификация функций современного государства.
А) По формам деятельности: законотворческие, управленческие, судебные;
Б) По продолжительности действия: постоянные и временные. Постоянные выполняются в течение длительного времени, временные обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения надобности в них утрачивают свое значение;
В) По значимости: главные и производные (вспомогательные). Главные — функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера (функция финансового контроля по отношению к экономической);
Г) Функции федеральные и функции субъектов федерации. К функциям субъектов федерации относят представительскую, регулятивную, мобилизационную функции.
Д) По сферам деятельности: внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают направления деятельности в международных отношениях.
Однако в условиях мировой интеграции стран и глобализации такое деление приобретает определенную условность Деятельность государства приобретает все больший международный характер, а деятельность внутри страны зависит от внешнеполитической обстановки. В настоящее время почти у всех государств появляются общие дела, от успеха решения которых может зависеть судьба самого государства (борьба против ядерной войны, природных катаклизмов). Исходя из этого, функции государства предлагается классифицировать по единому общеглобальному критерию, независимо от того, где они осуществляются и которые должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации:
- борьба за выживание человечества на Земле — выработка межгосударственных мер по уничтожению накопившегося ядерного оружия, борьба с глобальны потеплением, терроризмом, СПИДом и т.п.;
- экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики страны в условиях глобализации;
- политическая — развитие всех институтов демократии, укрепление социального и национального согласия, стремление к международной политической интеграции;
- социальная — осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, борьба с безработицей, бедностью, обеспечение необходимых условий труда;
- идеологическая — поддержка цивилитарной идеологии, организация современного образования, поддержание науки, культуры, духовности;
- экологическая — рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной природы;
- охранительная - охрана прав, свобод и интересов личности, охрана общественного порядка.
Внутренние функции:
- Политическая (формирование органов государства, обеспечение народовластия);
- Экономическая зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, равенстве всех форм собственности экономика развивается на основе самоуправления с регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в сферу экономики сокращается и сводится к выработке экономической политики, управление государственной собственностью, установлению правовых основ рынка ценовой политики, регулированию внешнеэкономических отношений.
- Социальная;
- Экологическая: государство обязано осуществлять планирование и нормирование качества окружающей среды, принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, аварий; контроль за соблюдением экологического законодательства;
- Налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоговая функция гарантирует почти все направления деятельности государства. Финансовый контроль выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов финансовой системы государства;
- Защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции
- Функция интеграции в мировую экономику. Эта функция основывается на взаимозависимости государств, которая охватывает производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. отношения. Экономическая интеграция играет важную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.
- Функция обороны — поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Кроме того, в рамках ООН создана система коллективной безопасности государств, т.е. организация совместных мероприятий, которая исключала бы возможность войны.
- Функция поддержания мирового порядка — создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренней и внешней угрозы: деятельность по разоружению, обеспечение сотрудничества государств в борьбе с организованной преступностью, участие в регулировании межнациональных конфликтов, соблюдение принципа целостности государств.
- Функция сотрудничества состоит в поиске взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и не могут быть решены на национальном уровне (нищета в развивающихся странах, проблема ресурсов, предотвращение экологических катастроф.
Тенденции в развитии функций:
- расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества; некоторые функции приобретают внешние аспекты;
- изменение содержания многих функций в связи с формированием новой демократической государственности;
- утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
- возрастание национальной и социальной ценности государства, являющегося источником устойчивого правопорядка в обществе.
-
3) Формы и методы реализации функций государства
Формы реализации функций показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства.
Методы — это способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.
Различают правовые и неправовые формы деятельности государства. К правовым относят те, которые определены в законодательстве и совершаются на основе правовых актов. Это законодательствование, управление, правосудие и контроль.
Законодательствование — это установление общеобязательных правил наиболее общего характера для поведения и деятельности физических и юридических лиц.
Государственное управление — исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства. Для его осуществления издаются нормативные и ненормативные правовые акты.
Правосудие — разрешение судом в особой процессуальной форме конфликтов в обществе.
Контрольная деятельность — это инспектирование, проверки соответствия деятельности органов государства и принимаемых ими решений нормативным правовым актам. Такую деятельность осуществляет Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека. Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-либо указаний; они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в орган, полномочный принимать соответствующие меры.
Неправовые (организационные) формы деятельности государства не урегулированы правом (это не правонарушения). Сюда следует отнести текущую оперативную работу, разработку и осуществление различных программ и планов, подбор кадров специалистов, делопроизводство, статистику и т.п.
Методы могут быть экономические, административные и идеологические.
К экономическим методам относят использование экономических рычагов в государственном управлении, например, снижение налогов на производство определенного товара, распределение расходов бюджета.
Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания государственных органов.
Идеологические методы связаны с пропагандистской, воспитательной деятельностью государства.
С точки зрения особенностей волеизъявления государства различают методы:
- стимулирования; они выражают прямую заинтересованность государства;
- дозволения - нейтральное отношение к тем или иным общественным явлениям; государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их;
- охраны — используются для обеспечения стабильности сложившихся общественных отношений;
- требования — выражают активную заинтересованность государства в определенном состоянии общественных отношений. Данный метод возлагает на участников отношений определенные обязанности от имени государства.
- Запреты - используя этот метод, государство исключает вредную для него и общества деятельность;
- репрессии, наказания.
Лекция