Государственно-правовой режим: понятие и виды

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования гос. механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. авторитарные и демократические государственно-правовые режимы

Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают: тоталитарные, авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Тоталитарный режим — в гос-ве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с гос. аппаратом. Под контролем и при поддержке гос-ва ведется активное общественно-политическое движение. В управлении происходит абсолютная централизация власти: и исполнит., и законодательная ветви власти полностью концентрируются в руках единоличного органа, который ведет контроль за всеми сферами общественной жизни. Исполнит. власть носит бюрократический характер, ущемляет население в демократических правах и свободах. Происходит милитаризация экономики. Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

Авторитарный режим отличается тем, что: – народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью; – вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения; – устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов); – решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом; – личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды: • деспотический режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;

• тиранический режим — тиран приходит к гос. власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны; • конституционно-авторитарный режим — ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству политических партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность

Демократический режим характеризуется следующими отличительными особенностями: 1) народ, будучи источником гос. власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы гос. власти. Кроме того, население активно участвует в управлении обществом, контролирует через представительный орган деятельность исполнит. аппарата; 2) в системе гос. механизма реализуется принцип разделения властей, действует концепция «сдержек и противовесов». Устанавливаются демократические методы властвования; 3) гос-во полностью подчиняется праву, т. е. все решения гос. органов должны соответствовать нормам права; 4) гос-во не только провозглашает, но и гарантирует, обеспечивает общедемократические права и свободы человека и гражданина. Личность является экономически самостоятельной и идеологически свободной, в стране относительно высокий образоват. и культурный уровень населения.

Демократический государственно-правовой режим в свою очередь подразделяется на следующие виды:

• по форме правления: президентский и парламентский;

• по уровню развития демократии: либерально-демократический и гуманистический.

Помимо двух основных разновидностей политического режима —авторитарного и демократического, существуют также и такие государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят временный характер. К подобным режимам можно отнести следующие виды:

1) переходный политический режим — как правило, формируется в результате победы радикальных оппозиционных сил; отличается либо демократической, либо авторитарной направленностью. К такому режиму, в частности, можно отнести всевозможные военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов;

2) чрезвычайный политический режим — устанавливается решением государственных органов в случае попытки государственного переворота, при массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах, которые угрожают жизни и безопасности населения, нормальному функционированию государственного аппарата. Такой режим может распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Наши рекомендации