Понятие и классификация форм правления.

Форма правления раскрывает 3 характеристики государства:

- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

- компетенцию этих органов.

Различают две формы правления: монархическую и республиканскую.

Монархия — такая форма правления, где пост главы государства передается, как правило, по наследству и полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти характер.

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», что предполагает наличие единоличного правителя. Однако в связи с развитием институтов демократии в настоящее время государства с единоличным правителем встречаются очень редко (абсолютная монархия), поэтому буквальное толкование термина «монархия» представляется неточным.

Признаки монархии: Виды монархии:

- наследование власти главы государства; - неограниченная (абсолютная);

- пожизненность правления; - ограниченная: дуалистическая и парламентская.

- отсутствие политической и юридической ответственности монарха.

Понятие и классификация форм правления. - student2.ru Абсолютная монархия отличается всевластием главы государства. Монарх является источником любой власти. В основе закона лежит воля монарха.

Признаки абсолютной монархии:

- концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

- персонификация государства в лице монарха;

- придание власти божественного происхождения;

- передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления;

- отсутствие ответственности монарха.

Абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. В настоящее время она сохраняется в некоторых странах Востока (Оман, Катар, Бруней, Саудовская Аравия).

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство. Монарх наделен правом абсолютного вето, т.е. волен утверждать или не утверждать законы.

Дуалистическая монархия была распространена в 19 и начале 20 века. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа — парламента, обладающего правом принятия законов и одобрения (вотирования) бюджета. Монарх — глава государства, обладающий одновременно полномочиями в сфере исполнительной власти, он назначает ответственного перед ним правителя.

Парламентская монархия (конституционная) сходна с современной парламентской республикой и характеризуется закреплением в конституции страны двух принципов: принципа разделения властей и принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции носят в основном представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты.

Признаки парламентарной монархии:

- власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

- исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

- правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

- главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

- законы принимаются парламентом, их подписывает монарх.

Парламентарная монархия существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии (всего около 65).

Республиканская форма правления. В переводе с латинского res publika — общественное дело. Республика — такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства.

Признаки республики:

- верховная власть осуществляется выборными органами;

- срочность полномочий высших представительных органов;

- юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

Принято выделять три вида республик: президентскую, парламентскую и смешанную.

Понятие и классификация форм правления. - student2.ru Для президентской республики характерно:

- президент - глава государства и глава исполнительной власти;

- президент избирается на всеобщих выборах;

- отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику;

- правительство формируется президентом.

Ярким примером президентской республики является США.

Парламентарная республика. Здесь статус президента схож со статусом монарха в парламентарной монархии. Особенность такой республики в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. Признаки парламентарной республики:

- глава государства — президент, который обладает в основном представительскими функциями;

- президент избирается парламентом;

- правительство формируется парламентом;

- наличие должности премьер-министра - главы исполнительной власти, которую возглавляет лидер правящей партии;

- парламент может объявить правительству вотум недоверия.

К числу парламентарных республик можно отнести Финляндию, Германию, Италию, Турцию.

Смешанная республика сочетает черты парламентарной и президентской республики. Например, наряду с сильным президентом существует должность главы исполнительной власти. Правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом. Примером смешанной республики может служить Россия, Франция.

3).Государственное устройство — это элемент формы государства, отражающий как территориально устроено государство, каково взаимоотношение центральной власти и власти в территориальных единицах.

Территория государства — пространство, на которое распространяется государственная власть.

Формирование территории государства зависит от ряда факторов:

- экономических — исторически сложившихся форм хозяйственной связи между территориями;

- демографических — количества населения, его состава, плотности населения;

- географических — размера территории, климата, ландшафта;

- исторических — общности языка, культуры;

- политических — способа собирания земель в единое государство (добровольное или насильственное);

- национальный фактор.

Как отмечает А.А. Мелкумов, «кажется, самой историей и географией крупные территориальные государства обречены на то, чтобы организовываться на началах федерализма. Из 6 крупнейших государств мира 5 (Австралия, Бразилия, Канада, США, Россия), за исключением Китая, имеют федеративные конституции. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что не всегда и не обязательно размер территории является главным фактором, определяющим форму политической организации государства. Есть множество мелких федеративных государств. Очевидно, что размер территории, ландшафт сами по себе не могут определять характер политико-территориальной самоорганизации того или иного народа. Например, для федеративной организации властных структур необходим комплекс параметров: многонациональность, много конфессиональность, регионализм, национальный менталитет, господствующая политическая культура и т.д.

Выделяют две разновидности форм государственного устройства: унитарное и федеративное Понятие и классификация форм правления. - student2.ru

Унитарное государство — государство, составные части которого не обладают политической автономией. Признаки унитарного государства:

- центральная власть определяет административно-территориальное устройство страны (т.е. виды административно-территориальных единиц), предметы их ведения и полномочия, взаимоотношения с центральной властью;

- административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; центральная власть осуществляет прямой и косвенный контроль за деятельностью органов власти на местах;

- имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое гражданство.

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма — регионализм. Это уникальные государства, сочетающие одновременно черты унитарного и федеративного государства. Здесь составным частям в значительной степени переданы полномочия от центра.

При унитарном устройстве региональное государство обеспечивает перераспределение многих полномочий в пользу административно-территориальных единиц высшего уровня; имеет территориальные единицы с автономным статусом или национально-территориальные единицы.

При этом можно отметить как сходные, так и отличные от федерации черты. Сходство с федерацией состоит в наделении административно-территориальных образований правом законодательствовать по вопросам выделенного ведения, а также в предоставлении финансовой автономии.

Отличие от федерации выражается в том, что источник власти остается сосредоточенным на общегосударственном уровне.

Федерация— сложное союзное государство, состоящее из определенного числа государственно-политических образований, каждое из которых обладает самостоятельностью в тех или иных сферах общественной жизни.

Признаки федерации:

- субъекты федерации обладают политической самостоятельностью;

- двухуровневая система органов государственной власти: в центре и в субъектах федерации формируются органы государственной власти;

- двухуровневая система законодательства;

- двухканальная система налогов;

- разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Этот признак именуется субсидиарностью. Суть его в распределении полномочий между различными уровнями власти таким образом, чтобы в ведении высших эшелонов власти оставались только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны

Существует 4 способа разграничения предметов ведения:

- устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

- определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации (не применяется);

- устанавливается две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные относятся к ведению федерации или субъектов;

- указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера совместного ведения.

Особенность федерации в отличие от федеративного государства состоит в том, что здесь горизонтальное разделение властей дополняется вертикальным между различными уровнями государственной власти, т.е. между федеральным центром и субъектами федерации.

Субъекты федерации не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выхода из федерации (права сецессии).

Виды федераций.

1. Договорные и конституционные федерации

Договорная федерация — это объединение государств, которые на основе договора делегировали ряд своих прав общему для них центральному правительству. При этом каждое государство сохраняет полномочия в определенной сфере ведения. Центральное правительство не может вносить изменения в конституционный договор, а каждый член может при желании расторгнуть этот договор и выйти из федерального союза. Как показывает история, договорные федерации рано или поздно распадаются (в 1965 году из Малайзии вышел штат Сингапур) или превращаются в конституционный тип федерации (США).

Основой конституционной федерации служит конституция, которая ни при каких обстоятельствах не предусматривает выхода из состава федерации какого-либо ее субъекта.

2. Симметричные и асимметричные федерации

Данная классификация не абсолютна, т.к. симметричных федераций фактически не существует. Даже там, где в федерациях лишь одна категория субъектов (например, земли в Германии), присутствуют элементы асимметрии (неодинаковое представительство земель в верхней палате парламента ФРГ).

Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации.

Асимметричная федерация имеет три разновидности.

Первая модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации в состав государства входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральный округ, федеральные владения. Это структурно асимметричная федерация, неравенство заложено в ее составе существованием субъектов и несубъектов с усеченными правами последних.

Федеральная территория — федерально управляемая территория, которая пользуется особыми субсидиями и налоговыми льготами. Федеральная территория может иметь свой законодательный орган, но законы принимаются по сравнительно узкому кругу вопросов и нередко требуют одобрения федеральных властей. Территория управляется из центра специально назначенным чиновником. В отличие от субъектов федерации территория не представлена в верхней палате парламента (хотя могут быть и исключения).

Федеральный (столичный) округ — столица с прилегающими к ней окрестностями. Федеральный округ, как правило, не представлен в верхней палате парламента.

Федеральные владения — это мелкие, иногда ненаселенные территории, которые управляются федеральной администрацией. Вторая модель включает только субъекты, но они неодинаковы. Типичной такой формой является Россия. Среди ее субъектов республики, края, области, автономная область, автономные округа, 2 города федерального значения. Хотя по Конституции все субъекты равноправны, на деле это не так, ведь республики имеют свои конституции, а другие субъекты их лишены.

Третья модель — скрытая асимметрия. Такая федерация может состоять только из однопорядковых субъектов (Австрия, Германия, Швейцария), но они в каких-то отношениях не во всем равноправны (например, имеют неодинаковое представительство в верхней палате парламента, зависящее от численности населения субъектов.

Каждая модель имеет свои достоинства и недостатки. Теоретически, предпочтительнее симметричная модель, поскольку структурные составляющие всегда равноправны. Это может способствовать снятию напряженности в отношениях федерации и субъектов, обеспечить равное влияние субъектов на осуществление федеральной политики. Но помимо юридического фактора равноправия в реальности действуют более мощные социально-экономические, психологические и иные факторы.

Асимметричная федерация в определенной степени опирается на объективно существующие социально-экономические, исторические, национальные, географические и иные условия. Игнорирование этих условий может принести вред. Практика показывает, например, что положение федеральной территории иногда предпочтительнее статуса штата: федеральная территория получает особые субсидии для своего развития, чего не имеет штат. Когда Аляска была территорией США, уровень жизни ее населения был выше, чем в любом штате. Таким образом, положение несубъекта федерации при конкретных условиях той или иной территории может способствовать ее ускоренному развитию и тем самым соответствовать интересам ее населения.

3. Федерация, построенная по национальному и территориальному принципу.

Национально-территориальный подход соответствует международно признанному коллективному праву народов на самоопределение, он может способствовать интеграции частей распавшегося унитарного государства, ускорению экономического и культурного развития окраинных регионов, способен снять противоречия между национальностями. Но с течением времени национальный подход может породить сепаратистские тенденции.

Преувеличение роли национального момента в строительстве федерации может не сплотить, а наоборот, разделить население. Поэтому, например, в африканской Нигерии при создании федерации не только не учитывался национальный (племенной) фактор, а напротив, штаты были созданы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам, чтобы нив одном из них не доминировало ни одно племя. Такой подход был призван содействовать созданию единой нигерийской нации.

Территориальный подход к строительству федерации не предполагает учета национального фактора. Такая федерация создавалась часто в однонациональных государствах, не имевших крупных компактно проживавших национальных групп.

Территориальный подход к федерации способствует укреплению государственности путем централизации, стимулирует процессы интеграции, единство гражданской общности. Он доказал свою полезность в США, где были отвергнуты идеи создать негритянскую автономию на юге США. Территориальный поход не опирается на какой-то один постулат (национальную самобытность), а имеет многофакторный характер, позволяет учесть экономические, исторические, географические и иные данные. Но этот подход тяготеет к централизации, т.к. не учитывает коллективные права компактно проживающих национальных групп. В необходимых случаях территориальный подход к федерации дополняется культурно-национальной автономией.

Наши рекомендации