Конституционное регулирование политических отношений и институтов
Конституция 1988 г. в отличие от многих современных конституций довольно подробно урегулировала основные принципы статуса политических институтов, образующих в своей совокупности политическую систему страны. Это регулирование содержится, в частности, в разд. I "Об основных принципах", гл. V второго раздела "Об основных правах и гарантиях", именуемой "О политических партиях", гл. V восьмого раздела "О социальном устройстве", именуемой "Об общественной коммуникации", и некоторых других положениях. Взаимоотношения между политическими институтами регулируются в различных частях Конституции в связи с функционированием органов публичной власти.
Анализ конституционного регулирования политической системы позволяет прийти к выводу, что организация этой системы направлена на обеспечение в стране демократического политического режима. Другими словами, для этого созданы необходимые конституционно-правовые условия, но реальный политический режим зависит не только от них, но также (пожалуй, в решающей степени) от метаправовых факторов, которые в Бразилии не всегда благоприятствуют функционированию демократических отношений в государстве и обществе. Речь идет об уровне образованности общества, национальной психологии, традициях и т. п. Тем не менее можно констатировать преобладание демократического вектора в общественном развитии страны.
Мы не будем сейчас возвращаться к положениям преамбулы Конституции 1988 г. о целях бразильского государства, которые изложены в п. 2 § 1 настоящей главы. Обратимся к разд. I Конституции, в котором определены основные принципы, лежащие в основе бразильского государства, то есть его главные руководящие идеи и основы его устройства. В ст. 1 установлено, что Федеративная Республика Бразилия, образованная неразрывным союзом штатов, муниципий и федерального округа, представляет собой демократическое правовое государство, основами которого являются: суверенитет, гражданство (a cidadania — политическое полноправие), достоинство человеческой личности, социальная ценность труда и свободного предпринимательства, политический плюрализм. Здесь же содержится важнейшая норма об источнике всей власти — она исходит от народа, который ее осуществляет через посредство выборных представителей или непосредственно в соответствии с положениями Конституции. Согласно ст. 2 законодательная, исполнительная и судебная власти Союза независимы и находятся в гармоничном взаимодействии. Народный суверенитет реализуется путем всеобщего и прямого, равного и тайного голосования в соответствии с положениями, установленными законом (т. е. через избранных представителей), а также посредством плебисцита, референдума, народной инициативы (ст. 14).
В п. 6 § 1 гл. V Общей части учебника мы приводили основные цели внутренней политики бразильского государства, изложенные в ст. 3 Конституции. Однако не стоит сейчас заставлять читателя листать Общую часть, лучше мы эти цели еще раз повторим. Это:
1) построить свободное, справедливое и солидарное общество;
2) гарантировать национальное развитие;
3) искоренить нищету и маргинальность и уменьшить социальное и региональное неравенство;
4) способствовать благу всех без предвзятости в отношении происхождения, расы, пола, цвета кожи, возраста и любой иной формы дискриминации.
Согласно ст. 4 Конституции в своих международных отношениях Бразилия руководствуется принципами:
1) национальной независимости;
2) приоритета прав человека;
3) самоопределения народов;
4) невмешательства;
5) равенства между государствами;
6) защиты мира;
7) мирного разрешения конфликтов;
8) неприятия терроризма и расизма;
9) сотрудничества между народами в интересах прогресса человечества;
10) предоставления политического убежища.
Бразилия, кроме того, стремится к экономической, политической, социальной и культурной интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций. И на практике после более чем векового традиционного соперничества с Аргентиной Бразилия после принятия Конституции 1988 г. стала ориентироваться на интеграцию со странами южной части Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили), имея в виду образование Экономического сообщества по модели такого же союза в Европе. В соответствии со ст. 7 переходных положений Бразилия будет стремиться к созданию Международного суда по правам человека.
Организация бразильского государства рассматривается ниже. Здесь мы остановимся на таком весьма важном конституционном институте государства, как его силовая составляющая.
В последних двух главах разд. V "Оборона и демократические учреждения" определяется конституционный статус Вооруженных сил и органов общественной безопасности.
Вооруженные силы состоят из Военно-морского флота, Сухопутных войск и Военно-воздушных сил и находятся под верховным командованием Президента республики. Они предназначаются для обороны Родины, гарантирования конституционных властей и, по инициативе любой из них, закона и порядка. В отношении воинских дисциплинарных взысканий хабеас корпус не применяется. Конституционная поправка № 18 1998 г. урегулировала основные принципы статуса военнослужащих.
Военная служба обязательна, но Вооруженные силы могут предоставлять альтернативную службу лицам, которые, будучи призваны в мирное время, ссылаются на веление совести, вытекающее из религиозной веры или философских или политических убеждений. Женщины и лица духовного звания освобождаются от обязательной военной службы в мирное время, однако несут другие обязанности, возложенные законом.
Общественная безопасность определяется Конституцией как обязанность государства, право и ответственность всех. Она осуществляется в целях сохранения общественного порядка, неприкосновенности лиц и имущества следующими органами:
.— федеральной полицией;
— федеральной дорожной полицией;
— федеральной железнодорожной полицией;
— гражданской полицией;
— военной полицией и корпусом военных пожарных.
Конституция определяет задачи каждого из этих органов. Конституционная поправка № 19 1998 г. уточнила разграничение их компетенции.
Важный элемент политической системы гражданского общества в Бразилии — это политические партии, основы конституционного статуса которых содержатся в заключительной главе раздела об основных правах и гарантиях (ст. 17).
Как отмечалось, Бразилия провозглашается демократическим правовым государством и имеет в качестве одной из своих основ политический плюрализм. В отличие от европейского подхода к конституированию политических партий бразильское законодательство содержит значительно более строгие правила на этот счет. Образование, слияние, присоединение и прекращение деятельности политических партий свободны при уважении национального суверенитета, демократического режима, многопартийности, основных прав человека и при соблюдении следующих правил. Партии должны иметь национальный характер; им запрещается получать финансовые средства от иностранных организаций или правительств или подчиняться им. Партии должны представлять свои финансовые отчеты в органы избирательной юстиции и осуществлять парламентскую деятельность в соответствии с законом. Последние три условия не могут вызывать серьезных возражений; однако первое условие препятствует образованию и деятельности местных политических партий (на уровне штата, например), учитывающих специфику интересов своего электората.
Конституция гарантирует политическим партиям автономию при установлении ими своей внутренней структуры, организации и деятельности; их уставы должны содержать нормы о верности и партийной дисциплине. Политические партии после получения статуса юридического лица в соответствии с нормами гражданского права должны зарегистрировать свои уставы в Высшем избирательном трибунале. Они имеют право на получение финансовых ресурсов из Фонда партий и бесплатный доступ на радио и телевидение в соответствии с предписаниями закона. Им запрещена военизированная организация.
Принятие Конституции 1988 г. открыло возможность реорганизации партийной системы. В ст. 6 переходных положений установлено, что в 6-месячный срок после промульгации Конституции парламентарии, избранные на уровне федерации, в числе не менее 30 могли ходатайствовать в Высшем избирательном трибунале о регистрации новой партии, приложив при этом манифест партии, ее устав и программу. Сначала такая политическая партия получала временную регистрацию и могла пользоваться всеми правами действовавших политических партий; в течение 24 месяцев после своего сформирования ею должна быть получена окончательная регистрация. Если таковая не выдавалась, то временная регистрация аннулировалась.
В настоящее время в Бразилии действует множество политических партий*, важнейшими из которых являются следующие:
* См.: Латинская Америка. Политические партии и социальные движения. Т. 3. М., 1994. С. 27—42; Страны мира: Справочник. М., 1999. С. 62—63.
Партия национальной реконструкции, образованная в феврале 1989 г. и занимающая неолиберальные, правоцентристские позиции. Она считает нужным привлечение иностранного капитала в страну и приватизацию предприятий. Будучи партией "новых правых", она опирается на традиционную элиту, ее лидер Ф, Коллор ди Меллу был первым Президентом после вступления в силу действующей Конституции;
Партия трудящихся, созданная в 1981 г., провозглашает своей целью создание общества равноправия. Она выступает за демократический социализм и против бюрократического социализма восточноевропейского образца. Во время военного режима боролась за восстановление демократии и многопартийность, свободные и прямые выборы. Имеющая в своем составе много фракций партия связана с Бразильской коммунистической партией. Имеет численность более полумиллиона человек;
Бразильская социально-демократическая партия, образовавшаяся в 1978 г., была ведущей партией правившего в стране военного режима и имела в то время в своем составе около 3,5 млн. членов. В основе программы лежат идеи политического либерализма. Социальная база партии — крупные предприниматели города и села, а также (примерно треть состава) лица свободных профессий;
Партия бразильской социальной демократии создана в 1988 г. Придерживается левоцентристской ориентации, считается партией интеллектуалов. Лидер этой партии Ф. Э. Кардозо занимал пост Президента страны с 1 января 1995 г.;
Бразильская социалистическая партия существовала до военного режима и свою деятельность восстановила в 1985 г. Выступает за обобществление средств производства и другие традиционные для социалистов ценности. Социальная база — левая интеллигенция, средние слои;
Партия бразильского демократического движения, созданная в 1981 г., объединяет и правых, и левых, выражает интересы в основном среднего капитала;
Партия либеральный фронт, созданная в 1984 г., имеет правоцентристский характер, ее представитель М. Масиел в 1998 г. был избран Вице-президентом республики;
Бразильская трабальистская (т. е. трудовая) партия созданная в 1980 г., может быть отнесена к левому центру политического спектра;
Бразильская прогрессивная партия, образованная в 1995 г., также имеет левоцентристский характер;
Бразильская коммунистическая партия — одна из старейших в стране. Много лет находилась в подполье, сыграла немаловажную роль в восстановлении демократии, в сплочении антидиктаторских сил. После легализации в партии развернулась фракционная борьба. Обновленческое движение призвало отказаться от таких канонов марксизма-ленинизма, как диктатура пролетариата и демократический централизм в ее строении. В январе 1992 г. в г. Сан-Паулу X внеочередной съезд переименовал партию, которая стала называться Народной социалистической партией. Принятая новая программа строится на основе принципов социал-демократии. Численность партии около 10 тыс. человек. Одновременно проходил съезд консервативного крыла партии, высказавшийся за соблюдение чистоты марксистско-ленинской теории. Было объявлено о создании новой Коммунистической партии (в ней около 5 тыс. человек).
В Бразилии действует еще одна Коммунистическая партия, образовавшаяся в 1962 г. в результате откола от Бразильской коммунистической партии вследствие обострения разногласий в то время в международном коммунистическом движении. Находилась на маоистской платформе, но в 1978 г. отошла от маоизма. С 1985 г. действует легально. Является партией ленинского типа. Социальная база — крестьянство и часть рабочего класса;
С 1988 г. действует "Зеленая партия", объединяющая экологистов.
Большинство упомянутых партий имеют своих представителей в палатах Национального конгресса, а некоторые — в администрации.
Что касается еще одной составной части политической системы — профсоюзов, то они могут образовываться свободно. Закон не может требовать разрешения государства для их образования, за исключением их регистрации в соответствующем органе. Четко разделяются функции государства и профсоюзов, вмешательство и взаимодействие публичной власти с профсоюзной организацией запрещено (ст. 8 Конституции). Весьма оригинально требование о разрешении создавать не более одной профессиональной организации, не важно какого уровня, для того, чтобы представлять одни и те же профессиональные или экономические категории в одной и той же территориальной зоне; такая зона, устанавливаемая заинтересованными трудящимися или работодателями, не может быть меньше территории муниципии. Названный принцип "профсоюзного единства" был установлен еще в 1937 г. Президентом-диктатором Ж. Варгасом, осуществившим господствовавшие то время в нескольких странах Европы корпоративистские идеи (в Италии, например). Обязанности профсоюзов сводятся к защите коллективных и индивидуальных прав и интересов той категории лиц, которую они представляют, в том числе в судебной и административной областях. Участие профсоюзов в коллективных трудовых переговорах обязательно, причем и члены профсоюза, находящиеся на пенсии, являются избирателями его органов и могут быть избраны на должность в профсоюзных организациях.
Конституцией установлено, что никто не может обязываться вступать или продолжать находиться в профсоюзе; установлены также гарантии для представителей профсоюзов в руководящих органах предприятия или в представительстве, поскольку не может быть уволен член профсоюза со времени его регистрации в качестве кандидата на должность в руководстве или в представительстве профсоюза; если такой член избран даже как заместитель, такой запрет продолжает действовать до истечения срока его мандата, кроме случаев серьезного нарушения, предусмотренного законом. Это положение также применяется к сельским профсоюзным организациям и к рыбацким поселкам, для которых закон может установить особые условия.
В Бразилии действует большое число профсоюзов. На национальном уровне это Единый профцентр трудящихся (18 млн. членов), Всеобщая конфедерация трудящихся, Национальная конфедерация профсоюзных организаций металлургии, Национальная конфедерация лиц свободных профессий, Национальная конфедерация трудящихся промышленности, Национальная конфедерация трудящихся торговли, Национальная конфедерация трудящихся морского, речного и авиационного транспорта, Национальная конфедерация трудящихся в сельском хозяйстве и др.
В Конституции не регулируется статус союзов предпринимателей и работодателей; только в разделе о судебной системе говорится о представителях предпринимателей и трудящихся в трудовых судах (см. ниже). Из этого можно заключить, что предпринимательские организации подчиняются тем же конституционным правилам, что и профсоюзы. Можно назвать некоторые из этих организаций, действующих на национальном уровне. К ним относятся Ассоциация внешней торговли Бразилии, Конфедерация торговых ассоциаций Бразилии, Национальная конфедерация предпринимателей в сельском хозяйстве, Национальная конфедерация промышленности, Национальная конфедерация наземного транспорта и др.
Статус средств массовой информации излагается в Конституции в особой главе "Об общественной коммуникации" разд. VIII "О социальном устройстве". Их правовое положение зиждется на основополагающей норме о свободе выражения мысли. Согласно ст. 220 "проявление в какой-либо форме идей, творчества, выражения мнений и информации, каким бы способом они ни распространялись, не подлежит никакому ограничению при соблюдении предписаний настоящей Конституции". Ни один закон не может содержать положения, могущие стать препятствием для полной свободы журналистской информации при любом способе общественной коммуникации без ущерба для прав и свобод, провозглашенных в ряде пунктов ст. 5, а именно в п. IV (свобода выражения мысли; анонимность запрещается); V (право на пропорциональный ответ), X (интимность, личная жизнь, честь, репутация лиц нерушимы); XIII (любой труд, занятие или профессиональная деятельность свободны при условии соблюдения профессиональной квалификации, требуемой законом) и XIV (доступ к любой информации гарантирован; конфиденциальность источника сохраняется, когда это необходимо для осуществления профессиональной деятельности).
В Бразилии запрещена любая цензура политического, идеологического и художественного характера. В данном случае имеется в виду предварительная цензура. В то же время на государство возложены некоторые обязанности в отношении распространения информации. В частности, оно обязано регламентировать увеселительные мероприятия и публичные представления; публичная власть должна предоставлять информацию о характере этих мероприятий и представлений; предельный возраст, которому они не могут быть рекомендованы; время и места, в которых эти мероприятия и представления не могут показываться; государство должно предоставлять правовые средства, которые гарантировали бы лицу или группе лиц возможность защищаться от передаваемой информации в радио- и телепередачах, противоречащей положениям, специально указанным в ст. 221 Конституции (в частности, соблюдение этических и социальных ценностей лица и семьи), а также от рекламы продуктов, занятий и обслуживания, могущих нанести вред здоровью и окружающей среде.
Важное положение содержится в § 5 ст. 220: "Средства общественной коммуникации не могут, прямо или косвенно, быть предметом монополии или олигополии", то есть господства на рынке одной или небольшого числа фирм. Эта норма направлена на поддержание политического плюрализма, являющегося одним из принципов бразильского государства, о которых мы говорили.
Забота о недопущении иностранного вмешательства в дела государства и в формирование общественного мнения проявилась в норме ст. 222, согласно которой только бразильцы по рождению и бразильцы, натурализованные более 10 лет назад, могут быть собственниками предприятий печати и радиовещания; они несут ответственность за управление ими и за их интеллектуальную ориентацию. Стремлением исключить влияние капитала на сферу информации можно объяснить запрещение участвовать какому-либо юридическому лицу в капитале таких предприятий, за исключением участия политических партий и обществ, капитал которых принадлежит исключительно бразильцам. Но и их участие в капитале возможно только без права голоса и не может превышать 30%.
Предоставление и возобновление концессий, разрешений и уполномочий на трансляцию звука и звука с изображением при соблюдении принципа взаимного дополнения частной, публичной и государственной систем входит в компетенцию исполнительной власти. Национальный конгресс также принимает участие в регулировании деятельности средств массовой информации, одобряя акты исполнительной власти. Решение о невозобновлении концессии и разрешения принимается по меньшей мере 2/5 голосов Национального конгресса при поименном голосовании. Аннулирование концессии или выданного разрешения до окончания срока может происходить только по судебному решению. Срок концессии или разрешения составляет 10 лет для радиостанций и 15 лет для телевизионных станций. Для реализации конституционных положений Национальный конгресс образует законом в качестве вспомогательного органа Совет общественной коммуникации.
В стране наблюдается весьма слабое распространение печатной прессы, если учитывать численность ее населения. До сих пор отсутствуют общенациональные ежедневные газеты. Ежедневные газеты распространяются лишь на уровне одного или нескольких штатов или в более мелких территориальных единицах. В 1990 г. было всего 356 ежедневных газет. Крупнейшие из них — "Эстаду ди Сан-Паулу" (тиражом 240 тыс. экз.); "Фольяди Сан-Паулу" (свыше 500 тыс.); "Глобу" (350 тыс.); "Жорнал ду Бразил" (200 тыс.). Наиболее популярен еженедельник "Вежа" (800 тыс.)*. Радио- и телевещание — основной источник распространения информации, охватывающий 70% населения страны. В середине 1990-х гг. в стране было 61 млн. радиоприемников и 37 млн. телевизоров. В апреле 1993 г. работало около 2 тыс. частных радиостанций (притом, что только несколько радиостанций принадлежало государству и католической церкви), а также 237 телестанций (118 станций в столице и 6 других городах). Телевещание ведется по пяти каналам, крупнейшие телекомпании — "Глобу", "Маншети", СБТ, "Бандейрантис"**.
* См.: Страны мира: Справочник. С. 65.
** См.: Страны мира: Справочник. С. 65
Господствующая церковь в стране — католическая. Католицизм исповедуют более 100 млн. человек. В организационном отношении эта церковь имеет 37 архиепископств, 196 епархий, 13 территориальных прелатур и два территориальных аббатства. Кроме того, религиозный спектр представлен протестантскими конфессиями (методисты, евангелисты и др.) и буддизмом.
Со времени первой бразильской республики принцип светского государства и раздельного существования государства и церкви — составная часть бразильской конституционной традиции. Согласно п. I ст. 19 Конституции Союзу, штатам, федеральному округу и муниципиям запрещается учреждать религиозные культы или церкви, их субсидировать, стеснять их деятельность, поддерживать с ними или с их представителями отношения зависимости или союза без ущерба для сотрудничества в публичных интересах согласно предписаниям закона.