Конституционные основы духовно-культурных отношений
Идеологическое многообразие. Конституция РФ 1993 г. ввела в оборот новое для отечественной конституционно-правовой мысли понятие идеологического многообразия, закрепив его в качестве одной из основ конституционного строя.
Идеологическая автономия — важнейшее социальное свойство человеческой личности. Идеологическому воздействию, таким образом, подвержены все сферы общественной жизни: личная, политическая, экономическая, религиозная, социально-культурная.
Понятие «многообразие» тождественно понятию «плюрализм» (от лат. р!ига11$ — множественный). В философии плюрализм обыкновенно определяется как состояние общественной жизни, основанное на многообразии взглядов, идей и представляющее собой свободную конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. Качественной характеристикой идеологического плюрализма является идеологическая свобода (автономия) субъектов отношений, признание за их индивидуальными идеологическими концепциями независимости от воли третьих лиц. Принципиально в данном случае то, что внутренняя идеологическая свобода лица является исходной посылкой для установления возможности его общения с другими идеологически автономными лицами, а
§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 207
равно признание невозможности вмешательства в идеологическую свободу лица со стороны других субъектов- Состояние идеологического многообразия предполагает равную конкуренцию, открытый диалог разнообразных идеологических концепций и их носителей.
.Конституционно закрепленная концепция идеологического многообразия — результат демократических преобразований в Российской Федерации. Конституция РФ последовательно и гармонично проводит принцип идеологического многообразия в политическую, экономическую, религиозную и социокультурную сферы общественной жизни, закрепляя в разных нормах политическое многообразие и многопартийность, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, светское государство, свободу творчества и преподавания. В каждой из этих сфер идеологическое многообразие принимает различные юридические формы. Например, в политической сфере оно преобразуется в политический плюрализм, в экономической — в экономический плюрализм и т. д.
Из идеологического плюрализма как основы конституционного строя вытекает право лица на идеологический плюрализм. Оно закреплено в Конституции РФ косвенно, так как составляет элемент содержания всякого конституционно-правового отношения, возникающего на основе ч. 1 ст. 13. Право на идеологический плюрализм выражается, во-первых, в идеологической свободе (неприкосновенности) личности, т. е. внутренней идеологической автономии лица и невозможности вмешательства в нее со стороны третьих лиц; во-вторых, в праве на активную реализацию собственной идеологической свободы в отношениях с иными лицами всеми законными формами и способами. К таким формам относятся: выражение и защита идеологических концепций; пропаганда идеологий в СМИ, на публичных политических мероприятиях (митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях); объединение с иными лицами на основе общности идеологий в политические партии и другие общественные объединения; обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участие в различных: формах в управлении делами государства в целях внедрения своих идеологических концепций непосредственно в законодательные акты или в практику законотворческой деятельности представительных учреждений- Следует иметь в виду, что перечень таких форм российским конститу-
208 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
ционным законодательством не ограничен и не является исчер- пывающим. Это означает возможность для каждого конкретного лица избирать любые фирмы практической реализации своих идеологических убеждений с двумя лишь условиями; соблюдении закона и не нарушения прав и свобод других лиц.
Необходимость обеспечения конституционного правопорядка и уважения духовных интересов всех членов общества обусловливает установление отечественным конституционным законодательством некоторых ограничений применительно к способам реализации идеологической свободы. Они подразделяются на два вида: 1) непосредственно установленные Конституцией РФ и законом: 2) вытекающие из невозможности нарушения прав и свобод других лиц.
Законные ограничения права на идеологический плюрализм носят исчерпывающий характер, Во-первых, это ограничения, определенные нормами Конституции РФ. Часть 2 с т.13 устанавливает невозможность установлении какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Часть 5 ст. 13 устанавливает ограничения права на идеологический плюрализм через объединение, ч. 2 ст. 29 — применительно к свободе волеизъявлении. Содержание лих норм, однако, не одинаково. Перечень оснований ограничения права па идеологический плюрализм, содержащийся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, жире, чем тог, что » ч. 2 ст. 17. Так. в 2002 г. был принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. .V.: М4-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который унифицировал круг оснований для ограничения права на идеологический плюрализм применительно ко всем формам и способам ело реализации, а также в отношении всякого индивидуального и коллективного субъекта. В ст. 1 данного Закона перечень оснований, содержащихся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, преобразован в общее понятие * экстре ми стекая деятельность*'. При этом данный перечень был существенно расширен, что вызывает серьезные дискуссии в науке конституционного права.
Итак, под экстремистской деятельностью (экстремизмом) Закон понимает:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность:
§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 209
— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
— пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
—воспрепятствование осуществлению гражданами их изби-рательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой
его применения;
— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
— совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. ] ст. 63 УК РФ;
— пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутика или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
— организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
210 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерация
Следует, однако, иметь в виду, что критерием правомерности всяких ограничений права на идеологический плюрализм, устанавливаемых федеральными законами, является то, искажают ли они суть и смысл самого идеологического плюрализма. Ограничение реализации права на идеологический плюрализм правами и свободами иных лиц вытекает из ч. 3 ст. 17
Конституции РФ.
Таким образом, идеологическое многообразие можно определить как конституционно-правовое состояние общества и государства, основанное на признании за каждым лицом свободы и неприкосновенности идеологических убеждений и. права на их беспрепятственную реализацию посредством не запрещенных законом форм и способов, не нарушающих права и свободы других лиц.
Конституционно-правовая характеристика Российской Феде-радии как светского государства. В науке конституционного права различают несколько моделей взаимоотношения церкви и государства. Различие это строится на том, каким юридическим статусом — публично-правовым или частноправовым — обладает церковь в конкретном государстве на конкретном историческом этане. В первой модели — теократическом государстве — церковь является исключительно публично-правовым институтом, слитым с государством в единое целое. Государственная власть обосновывается теологически и является, таким образом, религиозной по своей природе. В настоящее время теократическими государствами являются Ватикан и Саудовская Аравия. В России никогда не существовало теократического государства в классическом смысле.
Вторая модель — клерикальное государство — появилась в результате борьбы с абсолютизмом. В рамках данной формы организации отношений между церковью и государством власть государственная (светская) и власть церковная дифференцированы по принципу «Богу богово, кесарю кесарево». Публично-правовым статусом наделяется господствующая церковь, исповедующая религию, называемую государственной. Положение господствующей церкви может быть различным. Зависит это от того, наделяется ли она публичной властью или нет, образует ли она орган государственной власти или нет. Если изначально положение господствующей церкви заключало в себе права церковной юрисдикции и она по сути своей образовывала, один из органов государственной власти, то в современных государ-
§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 211
ствах публично-правовой статус господствующей церкви заключается более в политическом, нежели юридическом ее господстве. Он ограничивается признанием за ней некоторых экономических привилегий и особого политического статуса среда иных признанных церквей. Последние являются объединениями исключительно частного порядка. Клерикальным государством сегодня является Султанат Оман. Таковым была и Российская империя- Статусом государственной религии обладало православие. Церковными делами ведал Святейший Правительствующий Синод — орган государственного церковного управления, в который входили представители православного духовенства.
Третья модель, именуемая светским государством, сформировалась в период буржуазных революций. Идея светского государства проистекает из признания за личностью свободы совести и вероисповедания. В условиях данной формы взаимоотношений церкви и государства предполагается состояниерелигиозного многообразия. Все церкви равно удалены от государства и функционируют исключительно на правах частноправовых объединений. Ни одна из религий не признается государственной.
Российская Федерация многоконфессиональна. Являясь правовым демократическим государством, основанным на принципе идеологического многообразия, Россия последовательно воспринимает светскую модель конституционно-правового регулирования отношений государства и церкви. Принцип светского государства закреплен в ст. 14 Конституции РФ и воплощает собой одну из основ конституционного строя. Взаимоотношения церкви и государства строятся на основе отделения одного от другого (ч. 2 ст. 14) и невозможности установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14). Вместе с тем Российская Федерация признает за каждым лицом свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 28). Принцип светского государства, дистанционного от какой-либо конфессии, эту свободу гарантирует.
Церкви, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, с юридической точки зрения являются религиозными объединениями. Их конституционно-правовой статус регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Следует обратить внимание на то, что религиозные
212 Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федераций
объединения к организационно-правовым формам общественных объединений не относятся, следовательно, положения. Закона «Об общественных объединениях» к ним «етр.имен.ймъ15. Однако они являются формой реализации права граждан ш объединение (ст. 30 Конституции РФ).
Под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими для этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Различают два вида религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Религиозные группы не подлежат государственной регистрации и не обладают гражданской правоспособностью юридического лица. Однако они являются субъектами конституционно-правовых отношений, из чего следует: религиозная группа конституционно правосубъектна. Религиозная группа вправе совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена возможность последующего преобразования религиозной группы в религиозную организацию. Если лица, образовавшие религиозную группу, имеют намерение преобразовать ее в дальнейшем в религиозную организацию, данный Закон устанавливает необходимость уведомления органов местного самоуправления о создании соответствующей религиозной группы и начале ее деятельности.
Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации и обладают как конституционной, так и гражданской правосубъектностью, возникающими одновременно с момента государственной регистрации. Религиозная организация учреждается исключительно в результате преобразования религиозной группы, осуществляющей свою деятельность на соответствующей территории не менее 15 лет. Данный срок исчисляется с момента подачи участниками религиозной группы соответствующего уведомления о ее создании в органы местного самоуправления, если отсутствуют сведения о более
§8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 213 раннем моменте образования религиозной группы. Религиозная организация действует на основании своего устава.
Взаимоотношения Российской Федерации и религиозных объединений строятся на основе правил, установленных Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сводятся они к тому, что Российская Федерация не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В свою очередь, религиозные объединения самостоятельны в определении свой структуры. Они не могут выполнять функции органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не принимают участие в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Вместе с тем светский характер Российского государства не исключает разумного взаимодействия между государством и религиозными объединениями. Так, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры,- а также в обес-. лечении преподавания общеобразовательных дисциплин в об-
214 Глава7 Основа конституционного строя Российской Федерации
разоватсльных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федераций об образовании. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Однако нельзя не отметить тенденцию некоторой «клерикализации» Российской Федерации, проводимой под лозунгом «одухотворения* общества. Пилимо, такими соображениями руководствовался российский законодатель, указывая в преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на признание особой роли православия и лишь уважение иных религии. Такого рода законодательная формула, легализующая возможность двойнных стандартов» в отношении различных религиозных конфессий, подрывает принцип отделения церкви от государства и равноправия религиозных объединений вне зависимости от исповедуемых ими религий. В свою очередь, Русская Православная Церковь все чаше проявляет стремление оказаться участником политических отношений, принять участие в формировании государственных решений, что, бесспорно, противоречит принципу светскости государства и ее статусу религиозного объединения. Примером тому может служить официальная позиция данного религиозного объединения по вопросу его взаимоотношений с Российской Федерацией, изложенная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются... диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений...»1
Идея «клерикализацни» Российской Федерации находит положительный отклик и среди отдельных представителей научного юридического сообщества, преимущественно представителей теоретико-правовой мысли. Но такого рода научные рассуждения, увы, обращены к желаемому их авторами, но никак не к юридически действительному. Российская федерация почти столетие является светским государством. И остается та-
1 URL: http: // mospat.ru/inde[.php?mid=90.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы215
ковым в соответствии с положениями ст. 14 Конституции РФ, Нормы текущего конституционного законодательства, как и правила, установленные уставами и иными актами религиозных объединений должны толковаться исключительно в контексте конституционного принципа светского государства и действуют лишь постольку, поскольку ему не противоречат.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Каково соотношение понятий «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй»?
2. Дайте определение основ конституционного строя.
3. В чем заключаются особенности закрепления основ конституционного строя в Конституции РФ?
4. Что означает признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью?
5. Какие концепции содержания категории «демократия» вам известны?
6. Опишите преимущества и недостатки непосредственного и представительного народовластия.
7. В чем состоит суть теории разделения властей?
8. Что такое политический плюрализм? Как он соотносится с идеологическим плюрализмом?
9. Охарактеризуйте особенности конституционно-правового статуса политических партий.
10. Что понимается под суверенитетом? Какие разновидности суверенитета вы можете назвать?
11. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ?
12. Что такое федерация и какие ее виды вам известны?
13. Перечислите принципы федеративного устройства России.
14. К какому виду республик относится Российская Федерация? Обоснуйте свое мнение.
15. Раскройте содержание категории «правовое государство». Какие черты ему присущи?
16. Охарактеризуйте принципы, составляющие экономическую основу конституционного строя Российской Федерации.
.17. Какова роль Конституционного Суда РФ в интерпретации основных принципов экономической деятельности? 1§.'Что означает понятие «социальное государство»?
216Глава 8. Конституционный статус личности
19. Какие задачи стоят перед Российской Федерацией как социальным государством?
20. Что понимается под идеологическим многообразием?
21. В чем состоит отличие светского государства от теократического и клерикального?