Гуманизм конституционного строя
Ключевой характеристикой российского конституционного строя является его гуманистическая направленность, емко выраженная в формуле ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности было одним из ключевых в концепции общечеловеческих ценностей, получившей общемировое признание во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 3948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Соответствующая норма в России впервые появилась в преамбуле Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., и была отражена в обновленной редакции Конституции РСФСР 1978 г.
§ 2. Гуманизм конституционного строя163
В результате поправки от 21 апреля 1992 г. в ней появилось следующее установление: «Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность» (ст. 31). Уважение прав и свобод человека было одной из базовых идей в процессе разработки и обсуждения проекта новой российской конституции как в рамках Конституционной комиссий Съезда народных депутатов РСФСР, так и на Конституционном совещании 1993 г.
Статья 2 Конституции РФ содержит два кратких, но глубоких по своему смыслу положения: о приоритете интересов личности в государственной политике и об установлении обязанностей государства по отношению к личности.
Приоритет интересов личности в государственной политике следует из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью и находит свое развитие в других нормах Конституции РФ: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2 ст. 6); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующим и , определяющим и смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляюшие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), и проч.
Вместе с тем у личности в свою очередь есть конституционные обязанности по отношению к другим участникам общественных отношений. К их числу, в частности, относится обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), при осуществлении прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Принимая во внимание указанные нормы, приоритет интересов личности в государственной тголитике не следует понимать как категоричное противопоставление их публичному интересу. Правильнее будет говорить об их балансе, гармоничном сосуществовании и сочетании.
Второе положение, содержащееся в ст. 2, обращено к государству как субъекту конституционно-правовых отношений. Оно обязано признавать, соблюдать и защищать права и свобо-
164 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
ды человека и гражданина. В условиях действия принципа разделения государственной власти признание прав и свобод обеспечивается прежде всего органами законодательной ветви власти путем их закрепления в законодательстве. Соблюдение прав и свобод — обязанность органов исполнительной власти, которые должны воздерживаться от совершения действий, нарушающих или ущемляющих их, а также создавать условия для полкой и эффективной их реализации. Защита прав и свобод — прерогатива судебной власти, которая призвана восстанавливать нарушенные права.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ закрепление в Конституции РФ данных обязанностей следует из конституционного принципа правового государства1. Ими обусловлена деятельность органов государственной власти, призванных гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина (постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П). Органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, должно расцениваться как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности (постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П). При этом указанные обязанности должны выполняться и органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти каждого из ее субъектов (определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. № 521-0)-
Норма о человеке, его правах и свободах как высшей ценности должна расцениваться как программа, целевая установка для всех органов публичной власти. Несомненно, государство должно прилагать немалые усилия к тому, чтобы она укоренилась и в сознании каждого российского гражданина. Однако до настоящего времени ее сложно назвать реализующейся на практике.
1 Впервые такая правоваяпозиция была сформулирована в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. К? 6-П. Впоследствии она неоднократно была использованаСудом для аргументации других решений.
§ 3- Конституционные основы народовластия165
Причины этого кроются в резкой социальной дифференциации населения, незрелости гражданского общества, коррупции и бюрократизации государственного аппарата и в других объективных и субъективных факторах, преодоление которых — насущная задача.