Гуманизм конституционного строя

Ключевой характеристикой российского конституционного строя является его гуманистическая направленность, емко вы­раженная в формуле ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обя­занность государства».

Положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности было одним из ключевых в концепции общечеловече­ских ценностей, получившей общемировое признание во Все­общей декларации прав человека от 10 декабря 3948 г., Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Соответствую­щая норма в России впервые появилась в преамбуле Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина, принятой постанов­лением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., и была отражена в обновленной редакции Конституции РСФСР 1978 г.

§ 2. Гуманизм конституционного строя163

В результате поправки от 21 апреля 1992 г. в ней появилось следующее установление: «Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность» (ст. 31). Уважение прав и свобод человека было од­ной из базовых идей в процессе разработки и обсуждения про­екта новой российской конституции как в рамках Конституци­онной комиссий Съезда народных депутатов РСФСР, так и на Конституционном совещании 1993 г.

Статья 2 Конституции РФ содержит два кратких, но глубо­ких по своему смыслу положения: о приоритете интересов лич­ности в государственной политике и об установлении обязан­ностей государства по отношению к личности.

Приоритет интересов личности в государственной политике следует из признания человека, его прав и свобод высшей цен­ностью и находит свое развитие в других нормах Конститу­ции РФ: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2 ст. 6); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующим и , определяющим и смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечива­ются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляюшие права и свобо­ды человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), и проч.

Вместе с тем у личности в свою очередь есть конституцион­ные обязанности по отношению к другим участникам общест­венных отношений. К их числу, в частности, относится обязан­ность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), при осуществлении прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Принимая во внимание указанные нор­мы, приоритет интересов личности в государственной тголитике не следует понимать как категоричное противопоставление их публичному интересу. Правильнее будет говорить об их балан­се, гармоничном сосуществовании и сочетании.

Второе положение, содержащееся в ст. 2, обращено к госу­дарству как субъекту конституционно-правовых отношений. Оно обязано признавать, соблюдать и защищать права и свобо-

164 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

ды человека и гражданина. В условиях действия принципа раз­деления государственной власти признание прав и свобод обес­печивается прежде всего органами законодательной ветви вла­сти путем их закрепления в законодательстве. Соблюдение прав и свобод — обязанность органов исполнительной власти, кото­рые должны воздерживаться от совершения действий, нару­шающих или ущемляющих их, а также создавать условия для полкой и эффективной их реализации. Защита прав и свобод — прерогатива судебной власти, которая призвана восстанавли­вать нарушенные права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ закрепление в Конституции РФ данных обязанностей следует из конституционного принципа правового государства1. Ими обусловлена деятельность органов государственной власти, призванных гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина (постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П). Орга­ны государственной власти обязаны осуществлять свою дея­тельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановле­ние. Непринятие своевременных мер к выявлению и устране­нию нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, должно расцениваться как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности (постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П). При этом указанные обязанности должны выполняться и органами государственной власти Российской Федерации, и органами го­сударственной власти каждого из ее субъектов (определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. № 521-0)-

Норма о человеке, его правах и свободах как высшей ценно­сти должна расцениваться как программа, целевая установка для всех органов публичной власти. Несомненно, государство должно прилагать немалые усилия к тому, чтобы она укорени­лась и в сознании каждого российского гражданина. Однако до настоящего времени ее сложно назвать реализующейся на практике.

1 Впервые такая правоваяпозиция была сформулирована в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. К? 6-П. Впоследствии она не­однократно была использованаСудом для аргументации других решений.

§ 3- Конституционные основы народовластия165

Причины этого кроются в резкой социальной диф­ференциации населения, незрелости гражданского общества, коррупции и бюрократизации государственного аппарата и в других объективных и субъективных факторах, преодоление ко­торых — насущная задача.

Наши рекомендации