Лекционный комплекс по основам права

Лекционный комплекс по основам права

План лекций:

Тема № 1 ГОСУДАРСТВО. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

ТЕМА № 2 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

ТЕМА № 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ТЕМА № 4 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ТЕМА № 5 ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА

ТЕМА № 6 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РК

Методы осуществления государственной власти.

Методы осуществления государственной власти — это приемы и способы, используемые ею для подчинения своей властной воле. При всем многообразии этих методов существуют и традиционные.

К традиционным методам осуществления государственной власти относятся:

1. Метод убеждения. При использовании этого метода идет активное давление идейно-нравственными средствами на волю индивида ддя формирования у него необходимых представлений. Как правило, в качестве идейно-нравственных средств используется идеология.

2. Метод принуждения. Государственное принуждение — это психологическое материальное или физическое (насильственное) воздействие государственной системы на личность с целью принудить ее действовать, как это предписывает система. Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Второе — это произвол государственных органов. Первое — это государственное принуждение, вид и мера которого определены правовыми нормами и в специальных процессуальных рамках.

Методы осуществления государственной власть разнообразны, но все они должны быть правовыми и предназначены только для общественно-полезных целей.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства классифицируются:

1. По причинам возникновения:

Вытекающие из классовых противоречий;

Вытекающие из потребностей общества.

2. По направленности:

1. Внутренние:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина;

б) охрана форм собственности;

в) обеспечение правопорядка;

г) экологическая;

д) экономическая;

е) социальная;

ж) развитие научно-технического прогресса;

з) налогообложение.

2. Внешние:

а) ведение захватнических войн;

б) защита страны от нападения извне, оборона страны;

в) поддержание мира;

г) взаимовыгодная торговля;

д) решение совместно с другими государствами мировых проблем.

З. По продолжительности действия:

а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития государства;

б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер.

4. По значению:

а) основные;

б) не основные.

Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся:

а) правотворческая — это деятельность по подготовке и изданию нормативных актов;

б) правоприменительная — это деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

в) правоохранительная — это деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и тд.

К организационным формам относят:

а) организационно-регламентирующую — это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.;

б) организационно-хозяйственную — это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.п.;

в) организационно-идеологическую — это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и проч.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

В юридической литературе понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы.
Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:

1) непосредственно управленческие — это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;

2) правовые формы — те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

а) правотворческая деятельность — это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;

б) правоисполнительная деятельность — это деятельность по реализации юридических норм;

в) правоохранительная деятельность — это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.п.

Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих и организационно- финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государств.

Следует отметить, что государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Государственные учреждения и предприятия властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д.
Государственные служащие — это особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.

Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный орган — это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.
Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

— в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;

— обеспечении исполнения актов органов государства различными методами.

Государственные органы классифицируются по различным основаниям:

1. По способу возникновения:

а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими другими органами не создаются;

б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

2. По объему властных полномочий:

а) высшие (правительство);

б) местные (акимат).

3. По широте компетенции:

а) общей компетенции (правительство);

б) специальной компетенции (МВД).

4. По принципу разделения властей:

а) законодательные (парламент);

б) судебные (суды);

в) исполнительные (министерство юстиции и др.).

5.По порядку принятия решений:

а) коллегиальные (парламент, правительство и др.);

6) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)

Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов.

Принципы — это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

К ним относятся:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

б) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;

7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

Форма государства — это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма правления — это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления:

1. Монархия.Это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает трех видов:

а) неограниченная (абсолютная) монархия. Монарх здесь единственный высший орган государства. Он держит в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть В настоящий момент такую форму правления имеет Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

б) при ограниченной монархии власть рассредоточена между монархом и другими органами, например, парламентом и судом. Внастоящий момент такую форму правления имеет Великобритания

в) дуалистическая монархия. Здесь государственная власть равно делится между монархом и парламентом. Так, в дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния, Россия в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иныхдолжностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.

2. Республика.Эта форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Президент — глава государства, но не глава правительства. Правительство формируется партиями. Руководит правительством премьер-министр или он может называться иначе.

б) Президентская республика — это форма правления, где президент сам при некотором участии парламента формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Такая форма правления существует в настоящий момент в СIIIА.

Существуют смешанные парламентско-президентские республики (Португалия), в которых правительство формируют совместно президент и парламент.

Политический режим

Это методы осуществления государственной власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате функционирования политических сил и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

При демократическом режимеправа и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.

При антидемократическом режиме власть находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами.

Признаки демократического режима:

а) население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам собственной жизни) и. представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

б) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

д) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;

е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;

з) разделение властей и т.д.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократическому режиму присущи следующие особенности:

а) господство одной политической партии;

б) наличие одной официальной идеологии;

в) как правило, господство одной формы собственности;

г) сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

д) резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;

е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;

ж) акцент на карательные меры и принуждение;

з) агрессивность во внешней политике и т.д.

Общие положения

Конституционное право является главной отраслью национальной системы права РК. Конституционное право регулирует отношения, образующие основу устройства казахстанского общества и государства; отношения, связанные с осуществлением государственной власти, а также отношения между человеком и государством.

Конституционное право образуется из совокупных правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, в которых воплощены основы конституционного строя РК, правовой статус человека и гражданина, система органов государственной власти и управления.

Под источниками конституционного права РК понимаются нормативные правовые акты, действующие на территории РК, регулирующие основы устройства общества и организацию государственной власти.

Источником конституционного права, т.е. внешней формой выражения, является, в первую очередь, Конституция, конституционные законы, другие нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Основным источников конституционного права РК является Конституция. Это обусловлено тем, что Конституция имеет внешнюю юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. Все другие источники исходят из норм конституции и не должны ей противоречить.

Гражданство РК

Правовой статус личности неотъемлем от гражданства. Гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их прав и обязанностей. Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние.

Гражданство приобретается по определенным основаниям. Законом "О гражданстве РК" от 20.12.1991 года с изм. и доп. от 03.10.1995г. выделяются следующие:

1. Приобретение гражданства по рождению, по принципу "права и крови" - если один из родителей является гражданином РК, то при отсутствии разногласий ребенок приобретает гражданство РК.

По принципу "Права почвы" - если ребенок родился на территории РК от апатридов (лица без гражданства), либо если родители его не установлены, то он приобретает гражданство РК.

2. Прием в гражданство РК осуществляется по ходатайству гражданина другого государства либо лица без гражданства. Для приема в гражданство РК необходимы определенные условия. Решение о приеме в гражданство принимается Президентом Республики. Кроме того, гражданство приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами РК и по иным основаниям, предусмотр. Законом о гражданстве РК.

Прекращение гражданства РК наступает согласно законодательству в результате выхода либо утраты гражданства РК. Выход из гражданства является добровольным и осуществляется на основании ходатайства лица. Утрата гражданства наступает в результате предусмотренных законодательством случаях.

Экологическое страхование.

Экологическим страхованием называются такие отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Закон допускает обязательное и добровольное страхование.

Объектом экологического страхования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение в результате наступления страхового события. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к неожиданному выбросу вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности или сбросу сточных вод. Непременным условием наступления страхового события являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя следующие показатели: компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории и спасению жизни и имущества.

Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде.

Принципы семейного права РК

Брачно-семейное законодательство РК основывается на принципах:

1) добровольности брачного союза мужчины и женщины;

2) равенства прав супругов в семье;

3) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

4) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;

6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и не трудоспособных;

7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;

8) стимулирования здорового образа жизни всех членов семьи;

Признается брак, заключенный только в гос. органах записи актов гражданского состояния (органы ЗАГС). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в брачно-семейных отношениях могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из брачно-семейных отношений, в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено законом. Осуществление брачно-семейных прав и исполнение обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных субъектов права. Брачно-семейные права охраняются законом, за исключением случаев, противоречащих назначению этих прав.

Условия заключения брака

Условиями заключения брака являются: взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в 18 лет. При наличии уважительных причин органы ЗАГСа могут снизить брачный возраст на срок не более 2 лет. Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак и разрешается только с согласия родителей, либо опекунов.

Не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца и мать;

3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными);

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

Лица, вступающие в брак, могут пройти консультирование и обследование по медицинским, а так же медико-генетическим вопросам и вопросам охраны репродуктивного здоровья. Подобное обследование проводится только с обоюдного согласия лиц, желающих вступить в брак. Результаты обследования вступающего в брак составляет мед. тайну, и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключит брак только с согласия прошедшего обследование.

Брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного из обоих супругов, а так же по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Расторжение брака без согласия жены невозможно в период ее беременности и в течение первого года жизни ребенка.

Расторжение брака в органах ЗАГСА производится при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу. Независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей брак расторгается в органах ЗАГС по заявлению одного из супругов, если другой супруг: 1) признан судом безвестно отсутствующим; 2) признан судом недееспособным; 3) осужден за совершение преступл-я к лиш-ю свободы на срок не менее 3 лет.

В остальных случаях, при наличие несовершеннолетних детей, брак расторгается в судебном порядке, а так же, судебный порядок применяется а) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; б) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, своими действиями, либо бездействием уклоняется от расторжения брака; в) наличия имущественных претензий супругов друг к другу.

Предмет, метод и система

Лекционный комплекс по основам права

План лекций:

Наши рекомендации