ТЕМА № 7 ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦОБЕСПЕЧЕНИЯ

Тема № 1 ГОСУДАРСТВО

По данным науки, наша планета образовалась примерно 4-5 млрд. лет назад. Человек — разумный — появился 40 тысяч лет назад. Первые государственные образования появились 4-5 тысяч лет до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства.

Догосударственный период получил в науке название первобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами — большими группами, основанными на кровном родстве, совместном проживании и совместной трудовой деятельности.

Первобытнообщинный строй был неразвитым обществом, где основными видами трудовой деятельности являлись собирательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия труда были примитивными, неразвитыми.

В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась прежде всего не на принуждении, а на добровольности. Люди исполняли свои обязанности добровольно, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.

Основными органами управления .в родовом обществе являлись вождь, советы старейшин и общие собрания всех членов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода.

Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Для оперативного управления избирался старейшина— наиболее уважаемый член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.

Старейшина был равен со всеми остальными членами рода и получал равную долю, как все. Его власть основывалась исключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Также внутри рода образовывался совет старейшин.

Роды объединялись в племена, которые, в свою очередь, управлялись советами старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала никаких привилегий.
Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза. С развитием общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.

Можно выделить следующие основные характерные черты родового строя:

1. Наличие кровного родства, общей территории проживания и общей совместной хозяйственной деятельности у членов рода.

2. Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.

З. Запрет на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников до “седьмого колена”, т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.

4. Наличие общего места погребения.

5. Каждый род имел свое наименование.

6.Возглавлял род вождь или старейшина — наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании рода.

Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.

Ф.Энгельс называл первобытное общество “первобытным коммунизмом”, “золотым веком человечества”.

Нормативная регуляция общественных отношений в первобытный период характеризовалась тем, что социальные нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.
Первоначально нормы существовали в виде запретов — “табу”, которые постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.

Первобытные нормы, правила поведения носят характер мононорм. Мононормы — это такие нормы, в которых сливаются черты обычаев морали, религий, традиций и привычек.
Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в догосударственный период:

отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;

они существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу, отсутствие собственно прав и обязанностей);

они выражали интересы всех членов рода и племени.

Причины возникновения государства и права до сих пор носят дискуссионный характер. Из всех теорий возникновения государства и права на сегодняшний день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и появлением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку собственник стремился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то, естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также право, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип “частная собственность священна”, что обществу было трудно понять после бывшей общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.

Существует множество теорий возникновения государства и права, и, как правило, каждая из их имеет рациональное зерно, поэтому изучение всех теорий не только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.

Основными теориями возникновения государства на сегодняшний день являются:

Теологическая теория(Форма Аквинский, все религии). Согласно данной теории, творец всего сущего на земле — бог. Государство существует вечно в силу божественной воли, как средство поддержания богом порядка на земле, хотя бы в определенных рамках.

Патриархальная теория(Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.

Теория общественного договора(Т.Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А.Радищев). Основой теории является утверждение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.

Теория Гегеля о происхождении государства. Немецкий философ Гегель выводил происхождение государства из требований разума и нравственности. По его мнению, государство есть высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие общества, такое государство общество и заслуживает. Государство — это цель, к которой должно стремиться общество, пиком же достижения этой цели является правовое государство.

Теория насилия (завоевания). Основоположниками данной теории являлись Каутский, Дюринг и др. Сторонники данной теории связывают возникновение государства с ведением захватнических войн. Государство образуется для удержания в подчинении порабощенных народов и управления ими.

Марксистская теория(К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Данная теория связывает возникновение государства с развитием средств производства, разделением труда, возникновением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.
Тщательно изучив указанные теории, необходимо уяснить, что не стоит полностью отвергать ту или иную теорию, важно взять из нее все то рациональное, что в ней имеется.

Кроме того, необходимо понять и уяснить само назначение государства — оно призвано быть орудием примирения различных социальных и иных слоев населения.

Особенности возникновения государства и права
Возникновение и формирование государства— это длительный процесс, который у различных народов пошел по-разному.

Различают два исторических пути возникновения государства:

Восточный путь возникновения государства (древний Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что земельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового строя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разложении родового строя. При этом общественные структуры управления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать в чиновничий аппарат, земля же из общественной стала государственной.

Европейский (западный) путь развития государства. Для этого пути характерно было активное разложение первобытнообщинного строя, появление частной собственности, появление классов. По европейскому пути развития последовали Рим, Афины. Например, в Риме большое влияние на появление государства оказала борьба плебса и патрициев, в результате которой плебс добился демократических уступок.

Несмотря на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним фактором — разложением родового строя и необходимостью организованной государственной власти.

Наши рекомендации