Какие правовые акты и по каким вопросам может издавать Президент Российской Федерации? Определите место правовых актов Президента Российской Федерации среди других источников конституционного права.

Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить К РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

Каковы основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации? Опишите соответствующие процедуры.

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Президент РФ досрочно прекращает исполнение своих полномочий в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Полномочия Президента прекращаются досрочно также в случае его смерти, но это не зафиксировано в Конституции.

Порядок отрешения от должности Президента РФ.

Он установлен ст 93 К РФ, некоторые вопросы урегулированы ФКЗ "О КС РФ", регламентами СФ и ГД. Президент РФ может быть отрешён от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. ГД выдвигает обвинение против Президента РФ двумя третями голосов по инициативе не менее одной трети депутатов ГД и при наличии заключения специальной комиссии ГД. ВС даёт заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. СФ в течение месяца со дня выдвижения обвинения ГД обвинения направляет запрос в КС РФ, и последний в течение десяти дней после регистрации запроса даёт заключение о соблюдении либо несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае отрицательного заключения ВС либо КС рассмотрение обвинения прекращается. Решение СФ об отрешении Президента РФ от должности может быть принято двумя третями голосов от общего числа членов СФ не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения ГД обвинения. Если в этот срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклонённым.

31. Назовите основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Чем отличаются процедуры принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона и федерального закона?

Законотворчество-это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятий и изданию законов.

Стадии:

1. Законодательная инициатива-внесение на рассмотрение ГД законопроекта (Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство , закон органы субъектов, КС, ВС, ВАС)

2. Предварительное рассмотрение законопроекта-его направление Советом ГД в соответственный комитет, назначаемый ответственным за него и другие органы для подготовки отзывов, предложений и замечаний.

3. Рассмотрение законопроекта в ГД-осуществляется в 3х чтениях

- I чтение -обсуждается концепция законопроекта, дается оценка его соответствия КРФ, его актуальности, политической значимости.

- II Чтение-выступление представителя комитета, полномочного представителя Президента РФ в ГД, представитель инициатора законопроекта. ГД рассмотрит поправки, ставится вопрос о принятии законопроекта во II чтении (если есть окончательный текст и проведены экспертизы)

4. Принятие закона- Совет ГД назначает 3-е чтение законопроекта для голосования ,чтобы принять его в качестве закона

5. Рассмотрение и одобрением СФ-выносится вопрос одобрения или отклонения закона

Особая стадия-преодоление разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов. (не всегда)

Завершающая стадия-подписание и обнародование закона.

Охарактеризуйте Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации, учитывая его двухпалатную структуру.

ФС - это парламент РФ. Признаки и черты ФС как парламента

1) ФС - представительный орган гос. власти - формир-ся и избир-ся нас-ем.

2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.

3) ФС состоит из 2-х палат

4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе.

5) ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ФЗ.

Принцип деления: 1 палата (нижняя) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (верхняя) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта.

Госдума - это нижняя палата ФС, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу.

Совет Федерации - это верхняя палата ФС, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного ОГВ. При этом представитель от законодательного (представительного) органа в СФ избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Порядок формирования определялся ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ». Представитель в СФ от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ. Полномочия СФ отражены в К:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне ее территории;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей КС РФ, ВАС РФ;

- назначение на должность Генпрокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности зам Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

Наши рекомендации