Дайте характеристику полномочий Совета Федерации и порядка его работы.

Порядок формирования Совета Федерации.

Порядок формирования СФ определён ФЗ "О порядке формирования СФ ФС РФ". Согласно ст 95 К РФ в СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исп органов гос власти субъектов РФ. Членом СФ может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом. Член СФ от законодательного органа субъекта РФ избирается данным органом на срок его полномочий, а при его формировании путём ротации - на срок полномочий однократно избранного депутата. Член СФ - представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока её полномочий. Кандидатуры для избрания вносятся председателем законодательного органа (в двухпалатном представительном органе - председателями палат), альтернативные кандидатуры могут быть внесены группами депутатов не менее одной трети от их общей численности. Представитель в СФ от исполнительного органа гос власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий, причем решение о назначении представителя вступает в силу, если на ближайшем заседании законодательного органа гос власти субъекта РФ две трети от общего числа депутатов не проголосуют против его назначения. Кандидаты для избрания представляют сведения о доходах и имуществе. Решения об избрании члена СФ направляются в СФ в 5дневный срок принявшими их органами, на ближайшем заседании СФ подтверждает их полномочия. Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании нового члена СФ. Полномочия члена СФ могут быть прекращены досрочно избравшим его органом.

Компетенция Совета Федерации.

К ведению СФ в соответствии со ст 102 К РФ и некоторыми ФЗ относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного либо военного положения, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генпрокурора РФ, его заместителей, заместителя председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, трети членов ЦИК РФ, а также рассмотрение заключаемых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. СФ рассматривает принятые ГД ФЗ, ФКЗ и законы о поправках к К РФ в порядке, установленном К РФ, причём законы по ряду вопросов подлежат обязательному рассмотрения в СФ. По вопросам своего ведения СФ принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен К РФ.

38. Правительство Российской Федерации: его роль, состав и порядок формирования.

Правительство РФ - высший исполнительный орган гос власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исп власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение на территории РФ К РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ - орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со ст 110 К РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства - его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

Политическая ответственность.

Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед ГД. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным ГД недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства. ГД может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить ГД. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Учитывая двойную политическую ответственность Правительства и место Президента в системе разделения властей, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

Акты правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения - по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

Полномочия.

Полномочия Правительства РФ установлены ст 114 К РФ, гл 3 ФКЗ "О Правительстве РФ" и подразделяются на:

  1. общие полномочия;
  2. полномочия в сфере экономики;
  3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;
  4. полномочия в социальной сфере;
  5. полномочия в сфере науки, культуры, образования;
  6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;
  9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;
  10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в ГД проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

Порядок деятельности.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется ФКЗ "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён данным законом, рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум Правительства РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

39. Перечислите полномочия Правительства Российской Федерации и раскройте их содержание.

КРФ устанавливает, что Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Госдумы. Согласно Конституции Госдума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти:

1) Правительство;

2) федеральные министерства (всего 25);

3) государственные комитеты (10);

4) федеральные комиссии (3);

5) федеральные службы (14);

6) российские агентства (9);

7) иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Состав Правительства (закрытый перечень лиц): Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства, федеральные министры.

КРФ и ФКЗом «О Правительстве РФ» определяется круг д\л, которые входят в состав Правительства РФ по должности: Председатель, его первые заместители, несколько заместителей и 24 федеральных министра.

Председателем Правительства РФ является должностное лицо, определяющее основные направления деятельности Правительства и организующее его работу. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (с согласия Госдумы). Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Полномочия:

а) на уровне главы Правительства представляет за рубежом РФ;

б) ведет заседания Правительства РФ;

в) подписывает акты Правительства РФ;г) распределяет сферы деятельности между заместителями Председателя Правительства РФ.

На Председателя возлагается обязанность систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится гос власть в РФ, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

ИВ (исполнительную власть) в РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему ИВ в России, которую образуют: федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Федерации в пределах ведения РФ, а также в рамках полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правительство РФ организует исполнение КФ, ФЗов, указов Президента, м\д, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными ОИВ и ОИВ субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 КРФ, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», ФЗы, указы Президента.

Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе ОГВ. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Конституционный статус Правительства РФ обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с ФС как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами ИВ субъектов Федерации.

Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:

1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Гос Думы;

2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных ОИВ, которые утверждаются указом Президента;

3) Президент в соответствии с КРФ, ФЗ руководит деятельностью федеральных ОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей;

4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

6) Президент принимает решение об отставке Правительства;

7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия КРФ, ФЗам и указам Президента ;

8) в случаях, предусмотренных КРФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и ФС РФ проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос Думы;

2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы;

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства;

4) Правительство представляет Гос Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении;

5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Гос Думой вопрос о доверии Правительству;

6) члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий.

Наши рекомендации