Возникновение и развитие института президентства в России.
Должность президента РФ учреждена 24 апреля 1991 года на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой испол-й власти одной из союзных республик СССР — РСФСР.
После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 К. РСФСР 1978 года, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в искл. ведении Съезда народных депутатов РСФСР, а не президента, поскольку при построении органов гос. власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей. Президент во многом зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только респуб-м уровне тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. Желание президента Ельцина усилить испол-ю власть и другие факторы привели к К. кризису 92—93 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 93 года.
24 декабря 1993 года в связи с принятием К. России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства РФ в соответствие с К. РФ», а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему в новой редакции, которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о К. суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов РФ, прежние акты о президенте РФ и другие нормы, противоречащие новой К.
К. РФ вступила в силу 25 декабря 1993 года, в соответствии с ней президент РФ стал наделен статусом главы государства и новыми, более широкими по сравнению с положениями К. РФ — России 1978 года полномочиями.
Конституционно-правовой статус Президента РФ: понятие, элементы.
В РФ институт президента был учрежден по результатам референдума 17 марта 1991 г.
С принятием 12 декабря 1993 г. К. РФ статус Президента РФ определяется гл. 4 К. РФ «Президент РФ» и Федеральным законом от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента РФ».
Конст. – правовой статус Президента РФскладывается из совокупности К. норм, закрепляющих его положение в системе органов гос. власти. Конст.-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие правовые нормы: 1) определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ; 2) устанавливающие компетенцию Президента РФ; 3) регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Президент РФ – глава российского государства.Он представляет российское гос. во взаимоотношениях с иностранными гос. и субъектами РФ.
Президент РФ имеет право: 1. председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 2. может дать поручения правительству; 3. осуществлять руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти; 4. отменить акты правительства, которые противоречат К., законам РФ или указам президента; 5. законодательной инициативы.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью - невозможность привлечения президента к уголовной или адм-ой ответственности или применения к нему каких-либо принудит. мер (допрос). Статья 93 К. устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого ГД обвинения в гос. измене или совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной. Согласно статье 7 ФЗ «О гос. охране» «Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от гос. охраны». Гос. охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента гос. охрана предоставляется ему пожизненно.
Порядок выборов Президента РФ и вступления его в должность. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция. Акты президента РФ и их виды. Нормативно-правовые акты Президента РФ, виды, место в системе нормативно-правовых актов РФ.
Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона.
Кандидатомна выборах Президента РФ может бытьгражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено ФЗ.
Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации ФС. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ.
Днем голосованияна выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца с 8 до 20 часов.
Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту постоянного жительства. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.
Подсчет голосовизбирателей начинается сразу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей.
Полномочия Президента РФ прекращаютсяв случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.
Моментом окончаниясрока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В случае отставки Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.
Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты ФС. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения ГД обвинения против Президента РФ (измене или совершении иного тяжкого преступления). Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.
Обвинение ГД в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верх-о Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конст-го Суда РФ
Обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД РФ.
Во всех случаях прекращения полномочий (кроме за совершение гос. измены или тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия; 2) выплата установленной пенсии; 3) сохранение всей его личной собственности.
В случае смерти Президента РФ его семье гарантируется выплата пособия и пенсий.
Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить К. РФ, федеральным кон-м и федеральным законам; носят властный, прямой характер и обязательнына всей территории РФ.
Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в ФС; могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ.
Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие гос. тайну, или сведения конфиденциального хар-ра.
Федеральное собрание РФ: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат. Структура палат Федерального Собрания.
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).
Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (ГД РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Прекращения полномочий ГД. Основания роспуска ГД. Акты, издаваемые палатами Федерального Собрания, виды. Статус депутата ГД и члена Совета Федерации.
Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностьюв течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.
К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.
Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.
К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности.Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.
Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.
Срок полномочийдепутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.
Досрочное прекращение полномочийпарламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.
Система исполнительной власти в РФ. Единство системы исполнительной власти. Место и роль Правительства в системе органов гос. власти РФ. Состав, порядок формирования Правительства. Компетенция Правительства. Акты, издаваемые Правительством. Прекращение полномочий Правительства. Федеральные органы исполнительной власти.
Исполнительные органы государственной власти в РФ являются самостоятельными и независимыми от других ветвей власти. Их основной функциейявляется исполнение и проведение в жизнь федеральных законов.
В структуру системы исполнительной власти РФвходят: федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной властисостоят из: 1) федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ; федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам; 2) федеральных министерств, находящихся в ведении Правительства РФ; федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам.
Формирование органов государственной власти осуществляется на основании принципа вертикального подчинения, т. е. органы исполнительной власти субъектов РФпредставлены аналогичной структурой, но они непосредственно подчинены соответствующим федеральным органам.
Характерные чертысистемы органов исполнительной власти РФ: 1) единство системы государственных органов; 2) централизованность этой системы.
Единствоозначает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Централизованностьсистемы исполнительных органов государственной власти означает, что во главе всей системы стоит Правительство РФ, которому подчинены и подотчетны федеральные органы исполнительной власти, которым в свою очередь подотчетны органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ направляет деятельность нижестоящих органов исполнительной власти РФ, утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание в пределах средств федерального бюджета, назначает на должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ вправе отменять акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, подотчетных ему, а также создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц в субъектах РФ.
Правительство является непосредственным руководителем большинства других федеральных и региональных органов исполнительной власти, однако некоторые из них в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами подчиняются непосредственно Президенту РФ, например федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими особо важными для государства вопросами. Однако Президент РФ не входит в систему исполнительных органов власти.
Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ.
Правительство – коллегиальный орган. В его структурувходят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).
Срок полномочий Правительства РФравен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.
Полномочия Правительства РФ(ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.
Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ); 2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).
Постановления и распоряженияПравительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.