Президент Италии: особенности избрания и статус
Главой государства в Италии является президент, который избирается на 7-летний срок с возможностью неограниченного переизбрания (однако на практике в истории Италии все президенты избирались только на один срок). Президента Италии избирает особая коллегия, в состав которой входят все члены парламента (Палаты депутатов и Сената), а также представители областей (по 3 от каждой и 1 от области Валле д'Аоста), избираемые областными советами.
В отличие от аналогичной коллегии в ФРГ, где число членов парламента равно числу представителей земель, в Италии наблюдается явная диспропорция – 945 членов парламента (без учета пожизненных сенаторов) против 58 представителей областей. Фактически президент Италии избирается членами парламента, однако символическое присутствие делегатов от областей придает итальянскому президенту большую легитимность, чем если бы он избирался только парламентом. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать не менее 2/3 голосов членов коллегии. После трех голосований для избрания достаточно более 50% от общего числа членов коллегии. Особенностью Италии является то, что в этой стране установлен самый высокий возрастной ценз для занятия должности президента – 50 лет.
Президент Италии представляет государство как внутри страны, так и за рубежом; формально назначает премьер-министра и министров (по воле парламента), иных должностных лиц; выполняет церемониальные функции; имеет право роспуска парламента либо одной из его палат; промульгирует законы, издает декреты, издает декреты, имеющие силу закона;[11] в предусмотренных конституциях случаях назначает референдум; является главнокомандующим
В отношениях с судебной властью – председательствует в Высшем совете магистратуры, а также имеет право помилования и смягчения наказаний.
Поскольку для Италии характерны частые правительственные кризисы, неразрешимые межпартийные противоречия, парализующие работу парламента, периодически возникает необходимость либо в арбитре, либо в досрочном роспуске парламента и проведении новых выборов. Здесь роль президента незаменима. За последние 50 лет именно президент принимал окончательное решение – добивался отставки непопулярных премьер-министров, мирил фракции и очень часто шел на крайнюю меру – распускал парламент и назначал новые выборы.
Все акты президента (кроме акта о роспуске парламента) должны подвергнуться контрассигнации (совместной подписи) премьер-министра или соответствующего министра.
Теоретически конституция предусматривает ответственность президента за нарушение конституции и государственную измену. В этом случае парламент на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа его членов принимает решение о предании президента суду.
Парламент Италии не может быть распущен в последние 6 месяцев полномочий президента. Это правило не действует, если последние 6 месяцев полномочий президента «пересекаются» с последними 6 месяцами полномочий парламента.
Правительство Италии
Высшую исполнительную власть в Италии осуществляет Совет министров (правительство) Италии. Председатель правительства назначается на должность президентом Италии с учетом расстановки политических сил в обеих палатах парламента (поскольку обе палаты избираются почти по одинаковой системе, то в них представительство партий примерно одинаковое и должность главы правительства предлагается лидеру победившей партии или представителю коалиции, имеющей большинство). Затем президент по представлению премьер-министра назначает министров, после чего Совет министров представляется для утверждения парламенту.
Особенности формирования правительства Италии заключаются в том, что правительство сначала формируется, а затем утверждается парламентом. Правительство также утверждается в обеих палатах парламента (в других странах правительство обычно утверждается только в одной – «нижней» палате). Совет министров Италии несет ответственность перед обеими палатами парламента, и если хотя бы одна из палат вынесет вотум недоверия правительству, оно уходит в отставку.
Несмотря на то, что указанная система государственных органов Италии («сильный» двухпалатный парламент, правительство, «церемониальный», но достаточно «сильный» президент) существует более 50 лет, в Италии назревает политическая реформа.
В 2002-2005 гг. был разработан проект конституционной реформы, который предусматривал расширение прав премьер-министра, повышение самостоятельности регионов и изменение баланса полномочий между верхней и нижней палатами парламента. В 2006 г. В Италии был проведен референдум по вопросу об изменении итальянской конституции. Его результаты показали, что две трети избирателей проголосовали против предложенных изменений, и реформа не состоялась.