Президент и Правительство Индии. Порядок избрания Президента и формирования правительства. Полномочия Президента и особенности их осуществления.

Высший орган исполнительной власти в Индии — правительство (Совет министров) — 50—60 человек (министров и иных должностных лиц) Наиболее важные вопросы решает Кабинет министров — узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство премьер-министр. Премьер-министром Индии становится лидер партии, победившей на выборах в Народную палату, Он формирует правительства, в ее состав входят высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше представителей различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. Президент Индии —глава государства и формально—глава исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5 лет особой коллегией по выборам президента, в которую входят: все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов), представители штатов, избранные легислатурами штатов. Президентом может быть гражданин Индии, достигший 35 лет и отвечающий условиям избрания в Народную палату. Количество сроков избрания не ограничивается (обычно президента избирают на 1 срок). Избрание осуществляется по системе единственного передаваемого голоса. Другая коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат парламента, избирает вице-президента который замещает президента и по должности является председателем Совета штатов.

Парламент Индии. Структура и порядок формирования палат. Требования к кандидатам в члены (депутаты) палат Парламента. Полномочия.

Индийский Парламент состоит из трех частей: президента, Совета штатов и Народной палаты. Народная (нижняя) палата выражает интересы Федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) представляет в Парламенте субъекты Федерации. Обе палаты индийского Парламента состоят из сравнительно богатых, образованных людей, обычно принадлежащих к высшим кастам. Общее число депутатов Народной палаты не должно превышать 525 представителей от штатов плюс 20 представителей союзных территории и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых президентом. За наиболее осталыми слоями населения (зарегистрированными племенами и кастами) резервируются, соответственно, 38 и 78 мест. Т.о. это положительно потому что представлены нижние слои населения. Председательствует на заседаниях Народной палаты спикер, избираемый депутатами этой палаты из ее состава. В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть досрочно распущен. Совет штатов имеет право отлагательного вета в отношение законопроектов принятых Народной палатой (кроме финансовых) на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату. В зависимости от партийной принадлежности депутаты обеих палат группируются по партийным фракциям. Каждая из них имеет своего лидера и партийных организаторов, обеспечивающих партийную дисциплину, явку на заседания палат, в которых фракция заинтересована, и единообразное голосование. Кворум в каждой из палат составляет 1/10 всего состава палаты. Законопроект проходит в каждой из палат три стадии обсуждения, которые называются чтениями, после чего он направляется президенту для одобрения. Если же во второй палате законопроект подвергается изменениям, то он снова возвращается в палату, принявшую его первой. В случае ее согласия с предложенными поправками билль считается принятым обеими палатами и передается на подпись президенту. В случае несогласия с предложенными поправками палаты пытаются прийти к соглашению посредством переговоров, а при их неуспехе — по решению президента — совместным голосованием депутатов обеих палат. Совместное голосование выгоднее для Народной палаты, численность которой более чем в два раза превышает число членов Совета штатов. Для прохождения в Парламенте финансового законодательства предусмотрен особый порядок. Принятый Народной палатой финансовый законопроект направляется в Совет штатов. Верхняя палата обязана в течение 14 дней возвратить его со своими рекомендациями, которые не носят обязательного характера. Парламент, а точнее Народная палата, осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ним коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться ею посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, права обсуждения политики правительства, а также возможности вынести правительству вотум недоверия.




Наши рекомендации