Президент Франции: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.

Франция – это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство (Совет министров). Вместе они образуют центральную исполнительную власть.

Президент с 2002 г. избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны.

Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством:

· самостоятельно назначает премьер-министра и по представлению министров;

· освобождает от должности премьер-министра и министров;

· промульгирует законы;

· обладает правом законодательной инициативы;

· назначает всех высших чиновников в стране;

· назначает руководящий состав вооруженных сил;

· утверждает дипломатических представителей за рубежом;

· распускает «нижнюю» палату парламента;

· принимает любые меры, если республике, ее общественному строю угрожает опасность.

Последнее полномочие вызывает у противников президентской власти особые нарекания, так как они видят в нем конституционную возможность установления личной диктатуры в любой чрезвычайной ситуации.

Правительство Франции: порядок формирования, компетенция, ответственность.

Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового правительства либо при его реорганизации. Решающая роль в формировании правительства принадлежит главе Французской Республики.

Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство может собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Кабинетом министров. Премьер-министр обладает достаточными полномочиями. На него возложена ответственность за национальную оборону, исполнение законов, взаимодействие с Парламентом.

Акты правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулирования.

С одной стороны, правительство несет ответственность перед Президентом, с другой – перед «нижней» палатой парламента – Национальным собранием.

Несмотря на то, что президент назначает правительство самостоятельно, он должен считаться с расстановкой сил в парламенте (по результатам парламентских выборов), иначе правительство будет неустойчивым и в скором будущем получит вотум недоверия. Национальное собрание имеет право выразить вотум недоверия правительству. По сложившемуся конституционному обычаю президент назначает премьер-министром лидера партии (либо ее представителя), победившей на парламентских выборах, и формирует правительство из представителей этой партии.

Судебная система Франции.

Судебная система Франции включает две ветви – суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

· трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

· трибуналы большой инстанции, рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;

· апелляционные суды;

· суды ассизов – выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов – грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;

· специальные суды (коммерческие, трудовые);

· кассационный суд – возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Административные суды состоят:

· из региональных административных судов (низшее звено);

· административных апелляционных судов;

· Государственного Совета (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов, во Франции существуют два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это – Суд правосудия (судит министров) и Высокий суд правосудия – рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Особенностью Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган – Конституционный совет, в который входят:

· бывшие президенты республики (являются пожизненными членами по праву);

· девять назначаемых членов (троих назначает президент, из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета);

· троих председатель Национального собрания;

· председатель Сената.

Срок полномочий членов Конституционного совета (кроме пожизненных) составляет девять лет, без права повторного избрания. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3. Помимо Конституционного совета, осуществляющего контроль за актами законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган – Государственный Совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.

Наши рекомендации