Принципы функционирования судебной власти.
Принципы правосудия – это основополагающие идеи в соответствии с которыми организована и строит свою деятельность судебная система.
К числу конституционных принципов осуществления правосудия в Беларуси относятся следующие положения:
1) осуществление правосудия только судом;
2) независимость судей и подчинение их только закону;
3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
4) открытое рассмотрение дел во всех судах;
5) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон;
6) право сторон на обжалование судебных решений.
В соответствии с первым из названных принципов только суду предоставлено право решать правовые споры и принимать решения о применении мер наказания от имени государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, а именно: принимать решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает создание условий, в которых суд имеет возможность принимать решения без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на основе требований закона и внутреннего убеждения.
Для обеспечения независимости судей действующее законодательство предусматривает систему гарантий, в частности: 1) особый порядок избрания, назначения судей и освобождения их от должности; 2) неприкосновенность судей; 3) особую юридическую процедуру осуществления правосудия; 4) тайну совещания судей при вынесении решений; 5) ответственность за вмешательство в разрешение конкретных дел; 6) создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов; 7) материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу.
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции).
Абсолютное большинство судебных дел по первой инстанции рассматривается судьями единолично. В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые законом предусматриваются наказания свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних. Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного суда Республики Беларусь. Дела в хозяйственных судах рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако по решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей.
В соответствии со ст.114 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.
Такие исключительные случаи закрепляются в процессуальном законодательстве. Например, ч.2 ст. 23 УПК Республики Беларусь устанавливает, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается в следующих случаях: 1) в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны; 2) по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) по делам о половых преступлениях; 4) по делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство; 5) по тем делам, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими. Согласно ч.2 ст.17 ГПК, закрытое судебное заседание проводится в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом.
Резолютивная часть решения суда при проведении закрытого судебного заседания во всех случаях оглашается публично (ч.4 ст.23 УПК, ч.5 ст.17 ГПК).
Статья 115 Конституции устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение конкретизируется в процессуальных кодексах: ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК и ст.9 ХПК.
Суть принципа состязательности и равенства сторон состоит в том, что сторонам предоставляются равные возможности в отстаивании своих интересов в судебном заседании, в предоставлении доказательств, заявлении ходатайств, обжаловании судебных решений. В уголовном процессе сторонами являются государственный обвинитель (прокурор) и обвиняемый, его защитник, в гражданском процессе – гражданский истец, его представители и гражданский ответчик, его представители.
Конституционное положение о равенстве сторон в судебном заседании имеет не фактический, а процессуальный аспект, то есть стороны имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Суд же обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, следит за законностью действий сторон, способствует установлению истины по делу.
В соответствии с ч.3 ст.115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Реализация такого права позволяет заинтересованным лицам исправить судебные решения, не вступившие в законную силу и, тем самым, способствовать укреплению законности.