Правовое положение президента

Реальное значение полномочий президента и его место в системе государственных органов во многом определяет­ся установленной в государстве формой правления — пре­зидентской, парламентской или смешанной.

При парламентской форме правления, определяющей преимущественно представительский, церемониальный ха­рактер функций и роли главы государства, президент толь­ко формально утверждает или подтверждает политические (государственные) решения парламента либо правительст­ва, но почти всегда не принимает их самостоятельно. Такое положение президента обусловлено способом его избра­ния — многостепенными выборами либо парламентом (Гре­ция, Ливан, Турция), либо специальной коллегией выбор­щиков, включающей депутатов национального парламента и представителей местных легислатур (Индия, Италия, Германия). Как правило, президент выдвигается полити­ческими партиями, имеющими представительство в пар­ламенте. Избирается он на определенный срок: в Швейца­рии — на один гсд, в США — на четыре года, в Германии, Казахстане, Литве — на пять лет. Возможность переизбра­ния ограничена, чаще всего не более чем двумя сроками. Однако есть исключения. Так, в Республике Кирибати — небольшом островном тихоокеанском государстве — пре­зидент избирается всеобщим голосованием на четыре года с правом переизбрания не более чем на три срока.

В парламентских республиках ответственность за его деятельность возлагается на правительство, существу­ет институт контрасигнатуры. На президента возлагается только судебная ответственность, основаниями для при­влечения к которой является нарушение конституции, со­вершение тяжки* преступлений (умышленное нарушение закона, измена л т.д.) Признание президента виновным в соответствии с установленной процедурой влечет за со­бой отстранение от должности.

В целом можно констатировать ограничение фактических полномочий главы государства при парламентских формах правления, сужение его компетенции в пользу парламен­та и правительства. Наиболее отчетливо это проявляется при формировании правительства, где главную роль игра­ет сам парламент, а не президент. Президент не может на­значить правительство, которое не пользуется поддержкой парламентского большинства, иначе оно не получит воту­ма доверия парламента. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, победившей на выборах. Если ни одна партия не имеет стабильного большинства в пар­ламенте, то создается коалиционное правительство (Бель­гия, Германия, Израиль). При неудачной попытке создать такое правительство президент с одобрения парламента назначает служебное (рабочее) правительство, задача кото­рого — в короткий срок подготовить и провести досрочные выборы в парламент, чтобы последний создал постоянное правительство. В этом случае главе государства принад­лежит право досрочного роспуска парламента, назначения внеочередных выборов.

При президентской и смешанной формах правления, на­против, «сильный» президент контролирует правительст­во, осуществляя исполнительную власть самостоятельно. Для стран с такими формами правления характерны пря­мые выборы президента всеобщим голосованием по мажо­ритарной системе, как правило, абсолютного большинства (страны Латинской Америки, государства — члены СНГ, Египет, Франция и т.д.). При президентской форме прав­ления возможны и косвенные выборы президента путем голосования выборщиками (Аргентина, США). В ряде стран переизбрание президента ограничивается для одного и того же лица двумя сроками подряд (США), в других по­добные ограничения отсутствуют (Египет, ряд государств Тропической Африки, некоторые государства — члены СНГ). При анализе компетенции главы государства в пре­зидентской республике следует учитывать, что система государственной власти построена на принципе разделе­ния властей. Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не имеет полномочий отправить формируемое президентом правительство в отставку.

В смешанных республиках, как правило, президент по конституции объявляется только главой государства, а не главой исполнительной власти. Последняя согласно конституционным нормам принадлежит правительству (Португалия, Россия, Украина, Франция), при этом существует должность председателя правительства (премьер-ми­нистра). Членов правительства назначает президент, в от­ношении назначения премьер-министра могут действовать особые конституционные требования (по согласованию кандидатуры с парламентом), «силовые» министры и. ми­нистр иностранных дел непосредственно подчинены главе государства. Иными словами, фактически руководителем правительства является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре являясь самостоятельным органом. Президент рас­сматривается как арбитр в спорах с другими властями, го­сударственными органами.



Наши рекомендации