Правовое положение и полномочия президента в зарубежных странах.

Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).

Президент обладает следующими полномочиями:

1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;

2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;

3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.

4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение

в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.

7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;

8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.

Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.

В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.

52. Порядок образования и структура правительства в зарубежных странах.

Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет, и др. Как правило, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией и осуществляющий руководство государственным управлением. Он возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Состав правительства может быть различен. В него входит возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие официальные названия. Под руководством премьера работают заместители премьер-министра, министры, государственные министры, государственные секретари, секретари.

В состав правительства часто включаются министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существуют четыре формы таких органов:

1) в некоторых странах англосаксонского права различаются правительство и кабинет. Правительство включает всех министров, младших министров, иных лиц, но никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром;

2) в некоторых странах континентального права различают совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно по особому поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительства создается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры;

4) иногда в составе правительства создаются межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Им делегируются полномочия по решению отдельных вопросов компетенции правительства.

Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председатель правительства). Часто парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам. Нередко он принимает решения от имени правительства.

Способ образования правительства зависит от формы правления. В абсолютных монархиях глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников. Выбор министров свободен для главы государства и в дуалистических монархиях, хотя он иногда учитывает ситуацию в парламенте. В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя порой в формировании правительства участвует верхняя палата.

В полупрезидентской республике для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента.

В парламентарных монархиях и республиках после каждых выборов правительство формируется заново. Оно считается созданным, если получает доверие парламента, но юридически создается следующим за этим указом главы государства, который назначает кандидата в премьер-министры – лидера партии (блока партий). Это лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. После этого глава государства издает соответствующий акт.

Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента (нередко при квалифицированном большинствем голосов), судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом.

Наши рекомендации