Соотношение форм прямой и представительной демократии.

Демократия – осуществление власти народом, имеет 2 основные формы: прямую и представительную. Демократия признается прямой, если отсутствуют различия между управляющими и управляемыми – это непосредственное волеизъявление народа.

Формы прямой демократии:

I. Высшие формы, установленные ст. 3 КРФ. Только КРФ назвала их:

1) выборы;

2) референдум.

Общим между двумя этими понятиями является цель их проведения и субъектный состав. Цель проведения - определение воли народа. Субъектный состав – это граждане РФ, достигшие 18 лет, кроме недееспособных, признанных таковыми судом, и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Отличие проводится по объекту. На выборах это избрание депутата ГД, законодательных органов власти субъектов РФ, муниципальных представительных органов власти и д/л Президента РФ и главы МО. На референдуме – это принятие определенного вопроса, касающегося изменения законодательства, или вопроса, имеющего государственное значение.

II. Иные формы прямой демократии.

1) Cходы граждан. По ФЗ 2003 г. Об общих принципах организации МСУ, сходы проводятся в тех МО, где количество жителей не превышает 100 граждан, обладающих избирательным правом. И если в этом МО не сформирован муниципальный представительный орган власти, то на сходе могут решаться вопросы, отнесенные к полномочиям данного органа власти, в т.ч. принятие устава, программы социально-экономического развития образования, местных налогов и сборов, местного бюджета и т.д.

2) Народная правотворческая инициатива. На федеральном уровне граждане РФ лишены права законодательной инициативы. На уровне субъекта РФ каждый субъект этот вопрос решает самостоятельно. По уставу Ульяновской области 1996 года таким правом наделялись граждане УО, но по действующему уставу УО 2005 года они (мы) такого права лишены. Лишь на муниципальном уровне народ наделяется правом направления проектов актов в различные муниципальные органы власти, а не только в представительные. При условии, если данная инициатива будет поддержана определенным количеством граждан муниципального образования. Это количество должно устанавливаться уставом муниципального образования, но в любом случае, оно не должно превышать 3% граждан образования, имеющих избирательное право (обладающих им).

3) Участие в публичных мероприятиях. К таким мероприятиям относятся следующие формы:

а) собрания;

б) митинги;

в) демонстрации;

г) шествия;

д) пикетирование.

Для их проведения предусматривается уведомительная форма проведения. О необходимости проведения публичного мероприятия соответствующие органы д б поставлены в известность не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня их проведения, а при проведении пикета – за 3 дня.

4) Обращения граждан. Обращения могут направляться в форме заявлений, предложений и жалоб. Причем во все без исключения органы ГВ и МСУ, всеми гражданами РФ по любым вопросам. Обращения рассматриваются в 30-дневный срок. О принятом решении заявитель ставится в известность в обязательном порядке.

Представительная демократия.

Представительная демократия основана на следующих принципах:

1) Представительная демократия как форма закрепляется в основном законе государства – Конституции.

2) Представители народа определяются на выборах.

3) Представители народа представляют весь народ в целом, а не только тех лиц, которые за него голосовали.

4) На выборах народ передает лишь полномочия по осуществлению власти на определенный срок.

5) Акты, принимаемые представителями народа, наделяются большей юр силой, чем все остальные акты, принимаемые государством.

К представительным органам власти относятся:

I. На федеральном уровне:

1) Федеральное собрание. ГД представляет интересы народа, т.к. избирается народом, а Совет Федерации - субъектов РФ – т.к. ими формируется.

2) Президент РФ.

II. Региональный уровень представлен законодательными представительными органы власти (в УО – ЗСО).

III. Муниципальный уровень:

1) Глава МО;

2) Муниципальные представительные органы власти.

Референдум.

Референдум – это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения.

Виды референдумов.

I. По территории прохождения:

1) Федеральный - проводится на всей территории РФ. Порядок его проведения отрегулирован ФКЗ «о Референдуме в РФ»;

2) Референдум субъекта РФ проводится на территории субъекта РФ;

3) Местный – проводится на территории МО.

II. По вопросам, выносимым на референдум:

1) конституционный, на который выносятся вопросы изменения глав 1, 2 и 9 КРФ, согласно ст. 135.

2) обыкновенный, на который выносятся все остальные вопросы.

III. По силе принимаемых решений:

1) Обязательный, т.е. решения, принимаемые на Р обязательны для исполнения всеми органами ГВ, МСУ, д/л, организациями, гражданами и принятые решения не подлежат никакому утверждению никакими органами власти. Как правило, решения принятые на Р можно изменить лишь повторным Р, если он будет проведен не ранее 2х лет с момента официального подведения итогов первого референдума.

2) Факультативный Р (Плебисцит). Проводится для уточнения мнения народа по тому или иному вопросу (в РФ не проводится из-за трудностей осуществления).

Вопросы, не выносимые на Федеральный референдум:

1) об изменении статуса субъекта РФ;

2) о прекращении полномочий, продлении срока полномочий, любого изменения срока полномочий депутатов ГД, Президента РФ и других лиц, замещающих государственные должности;

3) о персональном составе Федеральных органов власти;

4) о чрезвычайных срочных мерах по обеспечению безопасности государства, охраны здоровья населения;

5) формирование, изменение срока полномочий международных организаций, а также д/л, назначаемых на должность в соответствии с международными договорами;

6) вопросы, отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ, к исключительному ведению Федеральных органов власти.

Периоды времени, в течение которых невозможно инициирование Федерального референдума:

1) последний год полномочий Президента, депутатов ГД;

2) время, в течение которого осуществляется подготовка и проведение выборов (Федеральных) с момента их официального назначения до подведения итогов;

3) период времени, на который введено чрезвычайное или военное положение, а так же 3 месяца после окончания данного исключительного режима.

Федеральный референдум вправе инициировать:

1) Конституционное собрание, при условии внесения изменения глав 1, 2, 9 КРФ.

2) граждане РФ в количестве не менее 2 млн.;

3) Федеральные органы ГВ, если необходимость проведения референдума закреплена соответствующим международным договором.

Наши рекомендации