Методология анализа общественного выбора. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии

Теория общественного выбора это одно из направлений теории экономического империализма. Эта теория связанна с применением методологии неоклассической экономической теории в целях изучения различных политических процессов и феноменов. .Теория общественного выбора базируется на двух предпосылках: 1. Люди, которые действуют в политической сфере, преследуют свои личные интересы. Поэтому рациональные политики поддерживают в первую очередь те программы, которые способствуют росту их престижа, формируют их положительный имидж в глазах избирателей, что повышает шансы победить на очередных выборах. В связи с этим, теория общественного выбора строится на принципах индивидуализма, распространяя их на все виды деятельности человека, в том числе и государственную службу. 2. Исходит из концепции экономического человека. В рыночной экономике человек отождествляет свои представления с товаром. Поэтому он стремится принимать такие решения, которые способствуют максимизации значения функции полезности. Поведение его рационально. Рациональность этого индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это значит, что все, от избирателей до главы государства, руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды MB и предельные издержки МС (MB > МС). Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок как аналог товарного. С их точки зрения государство является арена, на которой люди конкурируют за возможность влиять на принятие решений, за получение доступа к распределению ресурсов, за место в государственной иерархической лестнице. Но, несмотря на подобие с товарным рынком, государство это все же рынок особого рода. Участники этого рынка имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Поэтому избиратели и политики трактуются как индивиды, которые обмениваются голосами и предвыборными обещаниями. Основной принцип теории общественного выбора заключается в том, что люди действуют одинаковым образом как в роли частного лица, так и в любой общественной роли. При анализе личного выбора все люди действуют как правило из рационального преследования своих личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность, как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. В заключение можно отметить, что теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, которые занимают общественные посты, также управляют исходя из соображений личной выгоды.Демократия (греч. слова «демос» – народ и «крагос» - власть) означает народовластие. Демократия бывает двух видов: прямая и представительная. Это различие зависит от того прямым или косвенным путем выражаются интересы различных слоев общества.
В условиях прямой демократии институт принятия государственных решений это голосование по принципу большинства (коллективное голосование, референдум и т.п.). Различают большинство:
- простое – 50% голосов плюс один голос;
- квалифицированное – 2/3 или 3/5 голосов;
- относительное – наибольшее в сравнении с остальным количеством голосов). Следует отметить, что голосование по принципу большинства не всегда приводит к оптимальным для общества политическим решениям. Имеет значение принцип распределения издержек и выгод между членами общества, а также политическая структура, в рамках которой производится политический выбор. В этих условиях возникает парадокс голосования. Он заключается в том, что при условии противоречия, которое возникает при голосовании на основе принципа большинства, становится невозможным выявить действительные предпочтения общества относительно распределения экономических благ.
При условии прямой демократии формируется модель медианного избирателя. Это модель представляет случай когда решения принимаются в соответствии с интересами избирателя-центриста (серединного избирателя). Это такой избиратель, который делит электорат на две неравные части, одна из которых выступает за реализацию программы, а другая - против. В результате итоги голосования будут соответствовать предпочтениям срединного избирателя.
Подобная модель применяется в теоретических и эмпирических исследованиях.
Учитывая недостатки модели прямой демократии (сложность и противоречивость избирательных процессов, высокая стоимость, недостаточная информированность граждан и др.), в мировой практике более широкое распространение получила представительная демократия. Она представляет собой политическую систему, в условиях которой все граждане страны периодически избирают своих представителей в выборные органы власти (выборы депутатов, президента и т.д.). Общественный выбор в этом случае осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых формирует предложения в пакет программ. Избиратель лишен возможности избирать несколько депутатов, вынужден выбирать одного, позиция которого по многим вопросам может не совпадать с его предпочтениями. В то же время такой вид как представительная демократия позволяет обществу использовать такие выгоды общественного разделения труда, когда каждый депутат (группа депутатов) специализируется на принятии решений по определенному кругу вопросам. Законодательные собрания депутатов организуют и направляют деятельность исполнительной ветви власти. Однако здесь возможно принятие решений, далеких от модели срединного избирателя, а также создаются предпосылки для принятия решений только в интересах узкой группы лиц.



Наши рекомендации