Методы правового регулирования.

Понятие и сущность права.

Право- это совокупность законов и иных нормативных актов, которые издавались или поддерживались государством в качестве общего масштаба, модели поведения людей.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством .

Право характеризуется следующими признаками:

1.Социальность

2.Нормативность

3.Общеобязательный характер

4.Государственно-волевой характер.

5.Системность.

6.Формальная определенность.

7.Обеспеченность государством.

Функции права-это основные направления пра­вового воздействия на общественные отношения и их упорядочение.

1.Культурно-историческая.

2.Воспитательная.

3.Социального контроля.

4.Регулятивная.

5.Охранительная.

Методы правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм.

М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод- это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Отрасль права

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Основные отрасли права:

1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования го.

2.Административное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления государственных органов

3.Финансовое право. Предмет - денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д.

4.Уголовное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений

5.Гражданское право. Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников.

6.Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д.

7. Трудовое право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда.

8.Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства

9.Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства.

4. Институт права является одним из основных структурных элементов системы права, его «составной частью, блоком, звеном». При этом институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.Таким образом, институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права; при этом они сами являются составным элементом отраслей права.

Классифицировать правовые институты можно по различным критериям.

По отраслям

Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права (или сразу несколько, см. ниже). Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы:

•гражданские (гражданско-правовые)

•уголовные (уголовно-правовые)

•конституционные (конституционно-правовые)

•административные (административно-правовые)

При этом приведённые примеры отражают лишь одну ступень классификации по отраслевому признаку. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:

Частноправовые институты:

•гражданские:

•трудовые:

•семейные:

Публично-правовые институты:

•уголовные (уголовно-правовые)

•конституционные (конституционно-правовые)

•административные (административно-правовые)

Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные.

Материальные институты:

•гражданские (гражданско-правовые)

•уголовные (уголовно-правовые)

Процессуальные институты:

•гражданско-процессуальные: институты исковой давности, гражданского иска в уголовном процессе, исковой давности, представительства в суде и т.д.

•уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий и т.д.

По принадлежности к нескольким отраслям

Как правило, институт функционирует в рамках одной отрасли права. Однако существуют и институты, состоящие из норм различных отраслей права.

Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли:

•институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском права

•институт президентства в конституционном праве

•институт необходимой обороны и крайней необходимости в уголовном праве

•институт должностного лица в административном праве

•институт брака в семейном праве

Межотраслевые (смешанные) институты регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находящиеся на стыке отраслей:

•институт собственности (гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.)

•институт юридической ответственности (гражданское, уголовное, административное, финансовое, налоговое, трудовое и др.)

•институт договора (гражданское, конституционное, административное, трудовое и т. д.)

По степени сложности

Характер общественных отношений, урегулированных правовым институтом, оказывает влияние и на структуру самого правового института. Так, сложные, многоэлементные общественные отношения приводят к необходимости более детального правового регулирования. Это обуславливает наличие в институте субинститутов (подинститутов) — более мелких структурных образований.

•Простой институт — небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм).

•Сложный (комплексный) институт — относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования — субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т.д.

По функциям

Правовые институты, так же как и нормы права, в зависимости от функций делятся на несколько категорий.

Регулятивные — предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений:

•институт гражданства

•институт брака

•институт президентства

Охранительные — направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений:

•институт обеспечения иска

•институт мер пресечения

Структура нормы права.

Структура нормы права - это внутреннее ее строение, совокупность ее взаимосвязанных частей.

1.Диспозиция – это та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности участников общественных отношений.

2.Гипотеза – это конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется правило, содержащееся в норме.

3.Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются юридические последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции.

Система права.

Система права —это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию.

Включает в себя три основных компонента:

1. нормы права-первичный элемент системы права, самостоятельно регулирует одну из сторон общественных отношений;

2. институты права-обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения определенного вида

3. отрасли права- совокупность юридических норм, институтов, регулирующая однородные общественные отношения.

4. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли- совокупность одной и той же отрасли права, регулирующая группы близких отношений определенного вида;

Публичное и частное право.

Публичное право - это система правовых норм, регулирующих отношения между государственными в процессе организации и осуществления государственной власти. К публичному праву относятся такие отрасли как: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и т.д.Публичное право связано с публичной властью, носителем которой выступает государство.

Частное право -это система правовых норм, регулирующих отношения между физическими и юридическими лицами. К частному праву относятся такие отрасли как: гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ним личные неимущественные отношения, а также торговое право в различных его разновидностях.

Понятие источника права

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права; Это способ выражения юридических правил поведения

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Источники права - это чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленой на признание факта существования права, на его формирование или изменение

Виды источников права.

1. Нормативный акт-это правовой акт, который содержит нормы права и направлен на урегулирование общественных отношений.

2. Правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведение, приводящее к правовым последствиям.

3. Юридический прецедент-это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

4. Нормативный договор-это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права.

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов.

Нормативно-правовой акт.

Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права.

Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Все НПА по юридической силе подразделяются на:

1. Законы

2. Подзаконные акты

Закон.

Закон -нормативный акт, принятый в особом порядкеорганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

1. Конституция

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы

4. Законы субъектов федерации

Признаки закона:

1. Принимаются только органами законодательной власти или референдумом

2. Порядок подготовки и издания определены конституцией и регламентами палат ФС

3. Выражают интересы народа

4. Обладают высшей юридической силой

5. Регулируют наиболее важные общественные отношения

Классификация законов:

1. По юридической силе

2. По субъектам (изданные в порядке референдума или законодательным органом)

3. По предмету правового регулирования

4. По сроку действия (постоянные и временные )

Функции Конституции.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую, или идеологическую, функции Конституции. Конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы и является нормативно-юридическим актом, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей российской системы правового регулирования.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83–89, 101–103, 114, 125 Конституции РФ);

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2–4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1–16 Конституции РФ). Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет уже сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для новых общественных отношений, которые не могут получить общественного признания без высшей законодательной поддержки.

Политическая, или социально-политическая, функция Конституции проявляется в том, что Конституция есть политический документ, своего рода договор общественного согласия, оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая конституцией система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики, т. е. идей, принципов, целей; во взаимодействии политических институтов общества; в функционировании всей политической системы, и в этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая, или идеологическая, функция Конституции РФ заключается в том, что Конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение, т. е., провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна, в то же время чрезмерная идеологизация Конституции «обесточивает» ее юридическую силу. Кроме этого, Конституция осуществляет интеграционную функцию. Все современные конституции демократических государств призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Конституционный строй РФ.

Как уже отмечалось, в главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

Смотрим 1 главу Конституции и делаем на неё упор.

Демократический режим.

При демократическом режиме-народ признается источником власти, поэтому основные органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер, они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения.

Демократические признаки:

· Гарантия прав и свобод личности

· Принцип разделения властей

· Личность защищена

· многопартийность политической системы

· свободная борьба политических сил, состязательность элит, возможность их смены;

· Свобода слова, интересов и свои прав тд.

· Учитываются интересы меньшинства

· народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу

Федеративное устройство РФ.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

Принципы федеративного устройства:

•верховенство Конституции и ФЗ;

•равноправие субъектов федерации;

•государственная целостность;

•единство системы государственной власти;

•разграничение полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;

•равноправие и самоопределение народов.

Президент РФ.

Глава государстваи - президент

В иерархии гос. органов занимает высшее место.Он пред. на меж. орене,организуетсогласов. и взаимодейств. органов гос. власти

Президент - должностное лицо,избираемое гражданами или парламентом на определенный срок.

1787год США - 1ый президент.

Конституционный статус президента РФ.

РФ - институт президента

ФЗ " О выборах президента РФ"

Президент РФ - избирается гражданами РФ на основе прямого,всеобщего и равного права при тайном голосовании.

Выборы назначаются советом федирац. Конституции РФ

Требования:

1)ценз гражданства

2)ценз оседлости(не менее 10 лет)

3)возрастной ценз (не моложе 35 лет)

Президент РФ избирается на 6 лет

Одно и тоже лицо не может находиться более 2 сроков подряд

Выборы президента проводятся по единому фед. избирательному округу вкл. в себя всю террит. РФ. При вступлении в должн. принимаю присягу.

В момент присяги присутств. члены совета федер.,депутаты и судьи конст. суда.

Компитенция президента:

1)явл. гарантом свободы конст., прав и свобод человека

2)принимает меры по охране суверин. РФ

3)обеспечивает согласов. функции и действия органов госуд. власти

Определяет основные внутр. и внешние направления РФ

Представляет РФ внутри страны и международных отношениях.

ПРезидент и правительство РФ:

1)назначает согласие гос думы, предсидателя правит. РФ

2)утверждает представлен. председат. правит. структура федер. органов представ. власти

3) по предлож. председ. правит. назначает и освобождает его заместителейи федеральных министров

4)имеет право председ. на заседаниях правительства

5)принимает решения об отставке правительства

6)может отменить постановл. пр-ва в случаи противор. конституции,закон,а так же указом и предл. президента

Президент РФ и фед. собрание

1ми принимают законы творч. деятельность ФС:

- обладают правом законод. инициат.

- назначает выборы

- распускает ГД в случае и порядке пред. Конституцией

- обращается к федеральному собранию с посланиями

Статус и полномочия

Совет федерации - верхняя палата

по 2 пердставителя от каждого субъекта РФ.Образуеткомитеты,постоянные и временные комиссии

450 депутатов

ФКЗ считается принятым гос.думы,если за нее проголосовало 2/3.

Если в течении 10 дней не будет рассмотрен советом федерации СФ,он считается автоматически принятым.

33.Федеральное собрание РФ.

Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ). Парламент РФ

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции РФ).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

для заслушивания посланий президента РФ;

для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Правительство РФ.

Правительство РФ. Высшим органом исполнительной власти является Правительство России. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией и Законом о Правительстве Российской Федерации. Состав Правительства. В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это троекратно, то Президент своей волей назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель, Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности по поручению исполняет его первый заместитель. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства. Рабочим органом Правительства является его Аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительствомрешений. Правительство действует в пределахсрока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу

Гражданское общество.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Признаки гражданского общества

•наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

•развитая демократия;

•правовая защищённость граждан;

•определённый уровень гражданской культуры;

•наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

•самоуправление;

•конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

•свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

•легитимность.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

•На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

•На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

•Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

•Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

•Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

•Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

•Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Правовое государство.

Правовым государством считается государство, в котором господствует право.

Правовое государство-государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Основные признаки правового государства:

1.верховенство правового закона

2.реальное разделение властей

3.взаимная ответственность государства и личности

4.реальность прав и свобод граждан

5.единство права и закона

6.контроль и надзор за соблюдением закона

предпосылки его создания:

1.многообразие форм собственности

2.режим демократии, суверинитет народа.

3.внутренняя единая система законодательства

4.гражданское общество

Правовое государство это практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность это форма юридической ответственности, предусмотренная законом за совершение преступления, наступающая для лица, его совершившего, после приговора суда и реализуемая в том или ином виде наказания.
От других форм юридической ответственности уголовная отличается большей строгостью.

Признаки уголовной ответственности:

1.Наличие исчерпывающего перечня преступлений.

2.причисление видов деяний к преступлениям только на основе закона.

3.строжайшее соблюдение процессуальных норм

4.наличие особой совокупности документов, на основании которых выносится приговор суда.

5.особый порядок расследования преступлений.

6.возможность применения мер пресечения, принудительных мер медецинского характера.

7.наличие права у обвиняемого на защиту

8.рассмотрение уголовного дела только судом.

9.возможность пересмотра приговора.

10.разнообразие и особая строгость уголовного наказания.

11.наличие судимости.

Трудовой кодек РФ.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)- регулирует трудовые и возникающие из трудовых отношения.Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

1. организации труда и управлению трудом;

2. трудоустройству у данного работодателя;

3. профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

4. социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5. участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

6. материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

7. надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8. разрешению трудовых споров;

9. обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уголовная наказуемость

Категории преступлений:

1. небольшой тяжести-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 2-х лет лишения свободы.

2. средней тяжести-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 5лет лишения свободы

3. Тяжкие преступления-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.

4. Особо тяжкими преступлениями-умышленные деяния наказание за которые в виде лишения свободы на срок более 10 лет или более строгое наказание.

Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Судебная система РФ.

Судебная система — совокупност

Наши рекомендации