Правовой статус государственных служащих
Государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств государственного бюджета.
У гражданина Российской Федерации, ставшего государственным служащим, формируется специальный правовой статус. Являясь представителем государства и осуществляя функции по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, он приобретает дополнительные к общегражданским права и обязанности. В то же время в целях обеспечения эффективности государственно-служебной деятельности и независимости служащего от влияния интересов, не связанных с государственной службой, для него устанавливаются некоторые ограничения в реализации общегражданских прав. Одновременно законодательством ему предоставляются гарантии организационною и социального характера (денежное содержание, надлежащие условия прохождения службы, государственное социальное страхование и т.д.).
Правовой счатус государственных служащих в принципе является комплексным, поскольку определяется нормами нескольких отраслей права (конституционного, административного, финансового, трудового и др.). Однако наиболее значительное место в его структуре занимает административно-правовая составляющая. В связи с этим традиционно институт государственной службы с правовых позиций изучается в рамках освоения дисциплины «Административное право».
Структура правового статуса государственного служащего включает в качестве основных элементов права, обязанности и ограничения. Они изначально имеют определенные особенности, обусловленные нахождением на гражданской, правоохранительной или военной службе. В определенной степени правовой статус государственного служащего характеризуют и установленные для него гарантии.
При рассмотрении вопроса об административно-правовом статусе государственных служащих следует иметь в виду, что их служебные права и обязанности могут быть разделены на общеслужебные (принадлежащие каждому государственному служащему соответствующего вида службы), специальные (определяемые принадлежностью государственного служащего к определенной категории — служащие прокуратуры, налоговых органов, милициии т.д.), а также специализированные (установленные применительно к конкретной должности государственной службы и индивидуализированные для конкретного служащего должностной инструкцией). Особое значение в содержании правового статуса государственного служащего имеют правоограничения, устанавливаемые в целях обеспечения эффективности его деятельности и противодействия различного рода злоупотреблениям служебным положением. В конечном итоге наличие правоограничений является условием эффективности всей государственно-служебной деятельности. К ним, например, относятся:
• запрет осуществлять предпринимательскую деятельность;
•получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
• быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;
• и др.
Особенности правового положения государственных служащих проявляются в содержании их деятельности. В зависимости от характера служебных полномочий среди них выделяются: должностные лица (в том числе представители административной власти), оперативный и вспомогательный состав.
Множество серьезных проблем государственной службы в Российской Федерации существует в сфере ответственности государственных служащих за неправомерные деяния, за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. При анализе данного вопроса нужно иметь в виду, что административно-правовыми нормами установлена административная, материальная и дисциплинарная ответственность государственных служащих.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое положение (статус) государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Так, для государственного гражданского служащего они определяются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Общий статус военнослужащих регламентирован в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Пока в нем четко не выделены особенности правового положения военнослужащих, которые относятся к категории государственных служащих (например, государственными служащими не являются граждане, проходящие военную службу по призыву). Однако в процессе реформирования законодательства это предполагается сделать. В настоящее время отсутствует и общий законодательный акт, определяющий правовой статус служащих правоохранительной службы. Его заменяют нормативные правовые акты, регулирующие прохождение государственной службы в отдельных органах (законы о милиции, о прокуратуре и др.).