Выдвижение кандидатов в депутаты.
Кандидаты в депутаты вы двигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвиже ние осуществляется политическими партиями, имеющими в со ответствии с Федеральным законом ≪О политических партиях≫ право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать спи ски кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть в соста ве своего списка гражданина, не являющегося членом данной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправе обратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список. Решение о выдвижении списка принимается тайным голосо ванием на съезде политической партии. Выдвижение осуществ ляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении вы боров. Федеральный список разбивается на региональные груп пы, которые образуются пропорционально численности избира телей. Региональная часть каждого списка должна охватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не более трех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более 500 человек. Утвердив федеральный список партии, последняя представля ет его и все необходимые документы по каждому кандидату в Центральную избирательную комиссию. В случае отказа принять список решение комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу в пятидневный срок. В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тыс.) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходов из средств избирательного фонда). Но те партии, которые уже представлены в Думе, от того и друго го освобождены. Центральная избирательная комиссия регистри рует списки кандидатов и передает их в СМИ. После регистрации все кандидаты приобретают права, необ ходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождают ся от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспор том и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государст венной или муниципальной службе, а также кандидаты, являю щиеся должностными лицами, журналистами, другими творче скими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат в депутаты после регистрации не может быть при влечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут административному наказанию в судебном порядке без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
Предвыборная агитация.
Граждане РФ, политические партии и иные избирательные объединения вправе проводить предвыбор ную агитацию в допускаемых законом формах и законными ме тодами. Предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за или против федерального списка, за или против кандидатов, вы ражение предпочтения какой-либо партии, описание последст вий избрания тех или иных кандидатов, распространение инфор мации о кандидатах позитивного и негативного характера и др. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распростра нять любые агитационные предвыборные материалы органам го сударственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и орга низациям, благотворительным и религиозным организациям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранцам. Установлен и ряд других ограничений, а также сроки окончания предвыборной агитации. Кандидатам, политическим партиям и их уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать избирателям денежные средства, подарки и иные матери альные ценности иначе как за выполнение предвыборной орга низационной работы (сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материа лов, а также значков, специально изготовленных для избиратель ной кампании и др. Государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с законом, всем полити ческим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кан дидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам мас совой информации для проведения агитации. В целях проведения предвыборной агитации политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании. Все это направлено на создание равных условий для предвыборной агитации всех кандидатов. Государственные органы и органы ме стного самоуправления обязаны оказывать содействие политиче ским партиям в организации и проведении предвыборных собра ний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирате лями.
Финансирование выборов.
Расходы по подготовке и проведе нию выборов депутатов Государственной Думы, а также по обес печению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюд жета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, формируют избирательные фонды для финансирова ния своей избирательной кампании. Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., но ежегодно индексируется. В целом бюджетные расходы по вы борам Думы в 2003 г. составили 2,8 млрд руб., но в 2007 г. про гнозируется сокращение этой суммы. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств и граждан, лиц, не имеющих гражданства, российских юридических лиц с иностранным уча стием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%, международных организаций и международных общественных движений, органов государственной власти и ме стного самоуправления, государственных и муниципальных учре ждений и унитарных предприятий, воинских частей, военных уч реждений и организаций, благотворительных ирелигиозных ор ганизаций и др. Политические партии, получившие на выборах менее 3% го лосов избирателей, обязаны возместить в полном объеме стои мость эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ. Законом установлены порядок расходования и учета денеж ных средств, финансовая отчетность, контроль за источниками поступления, за целевым расходованием средств, выделенных из бирательным комиссиям, и т. д.