Избирательные системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная)

Для функционирования политической системы любого государства важное значение имеют избирательные системы, применяемые при формировании состава центральных и местных представительных учреждений, а также выборных должностных лиц.

Термин «избирательная система» имеет два значения.

Во-первых, в широком смысле под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных.

Именно в таком смысле термин «избирательная система России» употребляется в средствах массовой информации в преддверии или в процессе избирательной кампании по выборам Государственной Думы или Президента РФ, представительного органа субъекта Федерации или местного самоуправления.

Во-вторых, в узком смысле термин «избирательная система» представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или списками кандидатов.

И если избирательная система в широком смысле может включать в себя отношения как урегулированные, так и не урегулированные нормами права, то в узком смысле избирательная система — это всегда совокупность установленных избирательным законодательством правил, процедур, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Использование той или иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. От того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одинаковых результатах голосования могут быть различными. Взвешивая свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, политические силы выбирают наиболее выгодный им вариант формирования выборного органа.

Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность — смешанная избирательная система (соединение мажоритарной и пропорциональной).

Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, называются мажоритарными,

а те, в основу которых положен принцип соответствия (пропорцио-нальности) между полученными голосами и завоеванными мандатами, носят название пропорциональных.

Мажоритарная избирательная система считается старейшей: именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства, в ее основе лежит принцип большинства, т.е. избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший боль- шинство голосов избирателей в избирательном округе (или в стране в целом).

За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта, или три вида большинства: относительного, абсолютного и квалифицироваиного.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах (США. Великобритания, Индия, страны англосаксонской правовой системы).

В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства до принятия нового Федерального закона 18 мая 2005 г. избиралась половина состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектах РФ, представительных органов местного самоуправления. Федеральный закон о выборах депутатов Государсрственной Думы 2002 г. закреплял, что избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, при этой системе кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список). При такой системе победителем может стать кандидат, набравший лишь 10—12% голосов избирателей. Важно, чтобы ни один другой кандидат не получил больше голосов (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по сроку регистрации).

Обычно при мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам, хотя возможно образование и многомандатных округов. Так, в некоторых регионах России на муниципальных выборах имеются примеры создания таких избирательных округов. Например, в Ярославской области город Псреславль-Залесский был объявлен одним многомандатным избирательным Округом, в котором избиралось число кандидатов, равное коллективу депутатских мест в городском представительном органе местного самоуправления.

Достоинством мажоритарной системы относительного большинства является ее результативность — всегда кто-то наберет относительное большинство. Этим исключается обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов (повторное голосование). Применение этой системы дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников кандидатов только два. Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса. Даже при двухпартийной системе а Великобритании были случаи, когда кандидаты одной партии получали в целом меньше голосов по стране, но больше мест в Палате общин.

Недостатком рассматриваемой системы является то, что она лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении политических сил, поскольку побеждают кандидаты, которых поддерживает менее половины избирателей. Голоса избирателей, поданные «против» победившего кандидата, пропадают, не учитываются, т.е. воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Мажоритарная система абсолютного большинства также является достаточно распространенной. Иногда ее называют французской моделью, так как она традиционно используется во Франции и на ранее зависимых от Франции территориях. При этой системе для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов. При этом избирательное законодательство стран, где применяется данная система, подчеркивает, что для избрания необходимо большинство действительных голосов, бюллетени же, признанные недействительными, из подсчета исключаются

Эта система далеко не всегда приносит результат с первого раза, так как при большом количестве кандидатов голоса избирателей распределяются между всеми кандидатами так, что ни один из них не получает необходимого большинства в 50%. При этой системе проводится второй тур голосования (повторное голосование) обычно между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. В результате одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.

В ряде стран могут в таком случае проводиться повторные выборы. Так, в нашей стране по законам 1978 г. о выборах в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР в случае, если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран, предусматривались именно повторные выборы, т.е. проводились все избирательные процедуры: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование. Такие же правила устанавливались и законодательством о выборах в Советы всех уровней — от областных (краевых) до сельских (поселковых). Такая система просуществовала до конца 80-х годов XX в., т.е. до тех пор, пока законодательно не был установлен принцип обязательной альтернативности выборов (до этого в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат, являвшийся кандидатом единого блока коммунистов и беспартийных, чье избрание было, как правило, предрешено).

В настоящее время мажоритарная избирательная система абсолютного большинства применяется в РФ при выборах Президента России. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» 2002 г. устанавливает, что избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной, формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Закон устанавливает, что если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатах общих выборов не был избран на должность Президента РФ, то Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование (т.е. второй тур голосования) по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Если до проведения второго тура один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым ЦИК первоначально назначила повторное голосование (при наличии его письменного согласия на проведение по его кандидатуре повторного голосования).

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при втором туре в таком случае достаточно относительного большинства голосов поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование по выборам Президента РФ проводится с 1991 г.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои достоинства и недостатки.

Ее достоинством считается то, что при ее использовании на парламентских выборах она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на большинство в парламенте. Недостаток заключается в том, что, как и в системе относительного большинства, голоса избирателей, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, и эти избиратели не проведут в парламент своего кандидата. К тому же эта система менее результативна, что вызывает необходимость проведения повторных голосований, при которых, как мы видели, итог выборов может устанавливаться в соответствии с системой относительного большинства.

Третья разновидность мажоритарной избирательной системы – система квалифицированного большинства, которая является еще более нерезультативной, поэтому применяется редко. При этой системе закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть и иным. Так, в Италии до реформы избирательной системы 1993 г., которая внесла коррективы в действующую Конституцию 1947 г. и изменила порядок определения результатов выборов в Сенат и в Палату депутатов, кандидат в сенаторы должен был получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей, что нереально (в лучшем случае избирали семь сенаторов из 315). Президент Италии избирается парламентом по системе квалифицированного большинства. Для победы необходимо большинство в две трети собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не одержал победу, предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. При отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы Президента часто требовали очень большого числа туров. например в 1971 г. проведено 23 тура.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов на первом туре.

Но второй тур может быть организован и иначе. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. Так, в Коста-Рике кандидату на пост Президента страны необходимо набрать 40% плюс один голос всех зарегистрированных избирателей (ст. 138 Конституции).

Пропорциональная избирательная система позволяет избежать многих недостатков, присущих мажоритарной системе.

Эта система была впервые использована в конце XIX в. в ряде стран: в Сербии — с 1888 г., Бельгии — с 1889 г., в некоторых Швейцарских кантонах — с 1891— 1893 гг., в Финляндии — с 1906 г.

Главное в пропорциональной системе не установление большинства голосов, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимых для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком.

Места распределяются соответствующей избирательной комиссией (окружной, центральной) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, комиссия сначала вычисляет избирательную квоту. Ее получают в результате деления общего числа поданных и признанных действительными голосов на число депутатских мест (мандатов) по данному округу. Эго самый простой способ вычисления квоты (метод Т. Хэйра). Например, в избирательном округе в ходе выборов подано 180 000 голосов, замещению подлежит девять мест в палате. Следовательно, избирательная квота будет равна 180 000 : 9 = 20 000 голосов.

После определения избирательной квоты от каждого партийного списка депутатские мандаты получают столько кандидатов, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное партией на выборах число голосов.

Если в избирательном округе за девять депутатских мандатов боролись три партии и за список партии А проголосовало 60 000 избирателей, за список партии Б — 80 000 избирателей, а за партию В — 40 000 избирателей, то депутатские мандаты распределятся следующим образом: партия А получит 3 места, так как избирательная квота уместилась в числе собранных ею голосов три раза (60 000 : : 20 000 = 3); партия Б получит 4 мандата (80 000 : 20 000 = 4); партия В получит два мандата (40 000 : 20 000 = 2). В нашем примере по итогам голосования все девять мандатов оказались распределенными. Однако это идеальный вариант, а практически всегда складывается ситуация, в которой избирательная квота не укладывается целое число раз в количество голосов, собранное каждой партией.

Рассмотрим ситуацию на другом примере. На замещение пяти мандатов претендуют три партии. По избирательному округу подано 180 000 голосов избирателей. Эти голоса распределились следующим образом:

партия А — 86 000 голосов; партия Б — 22 000 голосов; партия В — 72 000 голосов; избирательная квота равна 180 000 : 5 = 36 000.

Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту. Таким образом, результаты будут выглядеть следующим образом: партия А - 86 000 : 36 000 = 2, 3889; партия Б — 22 000 : 36 000 = = 0,6111; партия В — 72 000 : 36 000 = 2. Таким образом, партия А завоевала 2 мандата, партия Б — 0, партия В — 2. Распределенными оказались четыре мандата из пяти.

Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых трудных при определении итогов выборов по пропорциональной системе. Обычно используется два метода распределения остатков: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней. Первый — метод наибольшего остатка — заключатся в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийным списком голосов избирателей на избирательную квоту. Согласно этому методу нераспределенный мандат будет передан партии Б, так как ее остаток самый большой.

Второй метод — наибольшей средней — заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшую среднюю. Эта средняя вычисляется путем деления числа полученных партией голосов на число уже полученных партийным списком мандатов, увеличенное на единицу.

Наибольшая средняя партии А составит 86000 : (2+1) = 28,6667; партии Б - 22 000 : (0+1) = 22 000; партии В — 72 000 : : (2+1) = 24000.

Таким образом, наибольшая средняя у партии А. Она и получит один не распределенный с первой попытки мандат. Как мы видим, результаты по распределению мандатов получились разными при использовании различных методов. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней — более крупным партиям.

Более широкое распространение среди вариантов вычисления избирательной квоты получил метод, предложенный бельгийским ученым д'Ондтом (метод делителей), который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Суть его заключается в следующем: число голосов, полученных каждым партийным списком по округам, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Полученные цифры располагают в порядке убывания. То частное, которое по порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

Название партии Количество голосов     Результат деления на
А 86 000 86 000 43 000 28 667 21 500
Б
В

Полученные частные располагаем по убывающей и устанавливаем, что пятое место по порядку занимает число 28 667. Оно и является квотой. Делим голоса, полученные партиями на квоту, и определяем, что партии получили следующее количество мандатов: партия А - 3, партия Б - 0, партия В - 2.

Еще один метод применяется преимущественно в общегосударственных округах, где нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за' действия заградительного барьера (обычно такой барьер устанавливается на уровне от трех до пяти процентов. Семипроцентный барьер установлен законодательством Лихтенштейна и с 2007 г. — в РФ).

Заградительный барьер отвечает стремлению создать условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают прежде всего партии, представляющие интересы больших групп населения и создающие крупные парламентские фракции. Он также препятствует прохождению в парламент мелких партий и стимулирует процесс их объединения или блокирования с более крупными. В то же время заградительный барьер — это своего рода ограничение демократии, поскольку его действие лишает небольшие партии, которых поддерживает определенный процент населения, права участвовать в распределении депутатских мандатов. Таким образом, воля проголосовавших за эта партии избирателей вообще никак не учитывается. В Российской Федерации противники пятипроцентного барьера обращались в Конституционный Суд РФ, стремясь отменить соответствующее положение законодательства о выборах. Однако Конституционный Суд воздержался от признания заградительного барьера неконституционным.

Заградительный барьер означает, что партии, собравшие меньше установленного в законе процента голосов, не допускаются к распределению мест. В этом случае оставшиеся нераспределенными мандаты передаются партиям, преодолевшим заградительный барьер, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями. Чем больше партия получила голосов, тем больше пропорционально этому она получит мест из резерва нераспределенных депутатских мандатов.

При пропорциональной системе избиратель часто голосует не за отдельную личность, понравившихся ему кандидатов или лидера партии, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику

той или иной партии (избирательного блока). Как распределить голося избирателей между конкретными кандидатами, включенными в партийные списки.

Этот вопрос решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются липам, стоящим на первых местах в партийном списке и, следовательно, в избирательном бюллетене. Очередность кандидата в списке определяется партией и депутатами становятся кандидаты, занимающие в списке первые порядковые номера. Как привило, это лидеры партий (объединений), лица, направляющие их политику.

Во-вторых, избирателю может быть предоставлена возможность изменить порядок расположения кандидатов в списке путем преференциального (предпочтительного) вотума. Он позволяет избирателю поддержать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1.2.3 те лица, которые он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна посчитать число разных преференций и объявить избранными тех, кто собрал больше первых, затем вторых и т.д. преференций

Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Впрочем, закон обычно не разрешает много преференций, в Австрии, например, избирателю позволяется указать только одну.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование в стране и мажоритарной и пропорциональной систем. При этом достигается цель соединения преимуществ и достоинств каждой из этик систем при выборах различных государственных органов.

Смешанная избирательная система может быть двух видов:

1) в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, которое проводится по многомандатным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия: 75% мест в каждой из палат парламента замешается по мажоритарной системе в одномандатных округах; 25% — в многомандатных округах по пропорциональной системе;

2) половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина — по общегосударственным партийным спискам (Германия, Грузия и др.).

При любой разновидности смешанной избирательной системы избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, но втором — партию (блок, объединение) — по пропорциональной. Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и понравившуюся ему партию. При смешанных системах, как правило, применяется заградительный барьер.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. изменил существовавшую с 1993 г. в России смешанную избирательную систему, отменив выборы 225 депутатов Госдумы по мажоритарной системе. На выборах 2007 г. все депутаты будут избираться по пропорциональной системе, т.е. по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты.

Что касается методики пропорционального распределения депутатских мандатов, то она соответствует правилам применяемой системы.

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (каждый из списков кандидатов должен получить 7и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей).

Эта сумма голосов делится на 450 — число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное (так называемая избирательная квота), которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после этой процедуры остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученного в результате деления, процедура которого описана выше. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После распределения депутатских мандатов между федеральными списками проводится их распределение внутри каждого списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов. Подробно методика такого распределения устанавливается ст. 83 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. Если же в результате реализации положений данной статьи Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов, получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. Эти законодательные нормы исключают возможность возникновения однопартийного парламента.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы либо если избранный депутат не сложил несовместимые с его статусом полномочия, Центральная избирательная комиссия передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов, что и кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Наши рекомендации