Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Избирательное право -

1) подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (в широком смысле)

2) право граждан страны избирать и быть избранными (в узком смысле)

Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

При мажоритарной системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства и относительного большинства. Под абсолютным большинством понимается 50% + 1 голос; под относительным - превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности. Существует и так называемое квалифицированное большинство - 3/4 от общего числа избирателей.

При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

24. Законодательный процесс- урегулированная Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ последовательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и вступлению в силу законодательных актов.

Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (т.н. стадия законодательной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием либо отклонением его (полностью или частично);

3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо отклонение его;

4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;

5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклонённого Президентом закона.

25. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

26. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

27. Бикамерализм – принцип построения парламента, при которой он состоят из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония).

28. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

29. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

По своей юридической силе Р. могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными).

По территории действия различают: 1) общероссийский Р. (Р. РФ), представляющий собой всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения; 2) региональный Р. — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения проводится на территории субъекта РФ; 3) местный Р. — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. Р., проводимый на территории муниципального образования.

30. Свободный мандат - правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен перед ними в своей деятельности. Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С.м. применяется в РФ. Противоположность - императивный мандат (можно отозвать депутата досрочно).

31. Судейский иммунитет - неприкосновенность судей как носителей судебной власти; означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без согласия на то соответствующего компетентного органа (квалификационной коллегии судей в РФ). 32. Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает большей юридической силой по сравнению с федеральным законом.

33. Ограничение прав и свобод человека и гражданина – установленная в Конституции возможность уменьшения объёма прав и свобод человека и гражданина в целях: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается в частности в условиях черезвычайного положения.

34. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

35. Судья – лицо, наделённое в соответствии с К РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять судебную власть (правосудие) от имени Российской Федерации и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

36. Правосудие – одна из форм государственно – властной деятельности, заключающаяся в разрешении социальных конфликтов судами.

37. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

38. Свобода совести- это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Включает в себя свободу вероисповедания и предполагает также возможность каждого исповедовать любую (и индивидуальную) религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

39.Избирательный процесс- урегулированная Конституцией РФ, регламентами палат Федерального Собрания РФ, и другими нормативными актами последовательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по определению круга участников выборов; предвыборной агитации; голосованию, определению итогов голосования и результатов выборов.

40. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Наши рекомендации