Это обстоятельство вызывает определенное непонимание ее специфики, критику со стороны оппозиции правящей администрации, попытки ревизовать Конституцию и ослабить полномочия Президента.

(О системе источников КП РФ, регламентирующих статус Президента РФ…)

Между тем следует четко представлять, что «сильный Президент» в Российской Федерации — явление не случайное и его возникновение вызвано спецификой переходного периода, характеризующегося, в частности, острой политической борьбой, жесткой конкуренцией в экономической сфере, связанной с формированием капиталистических рыночных отношений и обостренным углубляющимся экономическим кризисом, попытками региональных элит усилить свое влияние на формирование и проведение государственной политики, прежде всего в области распределения совокупного национального продукта, углублением криминализации общества, наличием сепаратистских и экстремистских движений.

В России сформировался реальный комплекс угроз и вызовов национальной безопасности во всех ее видах, проявление которых может ослабить российскую государственность вплоть до ревизии территорий России, потере внешних экономических рынков, утраты статуса великой державы и нанесения иного ущерба жизненно важным интересам страны.

В этих условиях наличие сильной президентской власти позволяет оперативно реагировать на меняющуюся обстановку в различных областях обеспечения национальной безопасности, продолжить и конструктивно развивать избранный народом курс на осуществление демократических преобразований, эффективно противодействовать преступности и деструктивным усилиям зарубежных спецслужб.

Известно, что любое государство по сути является сложной иерархической системой управления, предполагающей наличие субъекта и объектов управления, прямых и обратных управляющих связей.

В системе высших органов власти и управления государства его глава занимает особое место.

Правовое положение и роль главы государства в решающей мере определяются формой правления и политическим режимом, сущест- вующим в каждой конкретной стране. При этом степень участия главы государства и политическом руководстве страной и управлени делами государства зависит прежде всего от того, наделен ли он правительственной (исполнительной) властью. Такой властью глава государства обладает в президентской республике и странах со смешанной формой правления, к дуалистической и абсолютной монархиях. Не обладает правительственной властью глава государства в парламентарных республиках и конституционных монархиях.

Рольглавы государства в государственной жизни различных стран мира реализуется в двух основных формах власти:

1) единоличная,

2) коллегиальная.

Первая форма, предполагающая значительную (а иногда исключительную) роль главы государства в системе органов государственной власти и управления, в значительной степени связывается именно с монархией (абсолютной и в меньшей степени конституционной).

В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. Власть монарха наследственна и юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса.

Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались (Россия, ОАЭ, Федерация Малайзии и др.). Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной мере дополняются обычаями.

Абсолютный монарх властвует по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему, все государственное управление осуществляется от имени монарха.

В конституционной монархии монарх разделяет свою власть с народным собранием, сохраняя тем не менее право участия (в том или ином виде) во всех проявлениях государственной власти, что и придает ему значение видимого главы государства. В современных парламентарных монархиях (например, в Великобритании) все государственное управление совершается от имени монарха. Английские государствоведы, признавая справедливость формулы «Королева правит, но не управляет» (Т. Бренная), тем не менее полагают, что «монархия... сохраняет былую свою власть, продолжает занимать важное место в национальной жизни». Важно подчеркнуть, что личность монарха законодательно признается неприкосновенной и лаже священной. Соответствующие статьи содержатся в конституциях всех монархических стран. Так. Конституция Дании гласит: «Король не несет ответственности; его особа неприкосновенна» (Параграф 13). Конституция Княжества Лихтенштейн: «Князь является главой государства... Личность его священна и неприкосновенна» (ст. 7).

Уголовное законодательство монархических стран предусматривает особые составы преступлений, направлтенных против личности монарха или его достоинства, и эти преступления относятся к числу тяжких.

Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако в истории известны случаи, когда монархов принуждали отречься от престола, свергали или устраняли физически.

Так, например, были ликвидированы конституционным путем монархии в Италии, Индии, Гане, Пакистане, ЮАР, Нигерии, Кении, Сьерра-Леоне и ряде других государств. В результате революционных переворотов пали монархии в Афганистане, Российской империи. Болгарии, Вьетнаме. Албании, Югославии, Венгрии, Румынии. В настоящее время государствами с монархической формой правления являются: в Европе — Бельгия, Великобритания, Испания; в Азии — Саудовская Аравия. Япония, в Африке — Лесото и др.

Необходимо признать, что монархические корни возникновения института главы государства наложили отпечаток и на его дальнейшее развитие.

Например вопросы привлечения президента к уголовной ответственности рассматривает особый суд (Конституционный суд, верхняя палата парламента и т.д.). В соответствии с разделом ГУ ст. II Конституции США Президент, вице-президент и все должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках.

В соответствии со ст. 49 Конституции Греции Президент республики не несет ответственности за акты, совершенные им во время осушесшленин своих функций, кроме случаев измены или нарушении, предусмотренных Конституцией. За уголовно наказуемые деяния, не связанные с исполнением им своих функций, уголовное преследование откладывается до истечения срока президентского мандата.

Предложение об обвинении и привлечении к уголовной ответственности Президента Греческой Республики, прежде чем оно будет иметь силу, должно быть подписано по меньшей мере третьей частью членов Палаты депутатов. Решение принимается большинством, в две трети голосов всех членов Палаты. С момента привлечения к суду Президент Республики воздерживается от осуществления своих функций, и он в установленном порядке лам с шлется, В случае оправдания и если срок его мандата не истек, Президент снова исполняет свои функции, начиная с момента опубликования решении суда об оправдании.

Кроме того, в большинстве стран достаточно подробно разработаны процедуры ухода президента в добровольную отставку и досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья. Так, в 1997 г. президент Эквадора был отправлен в отставку в связи с психическим заболеванием.

В случаях невозможности президентом исполнять свои обязанности его полномочия передаются иным должностным липам (в США — вице-президенту, в России — Председателю Правительства).

Таковы наиболее общие характеристики президентской власти.

Наши рекомендации