Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их хар-ристика.

Пропорциональная система представительства – это система определения результатов выборов, по которой мандаты между поли партиями или избирательными блоками, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются пропорционально численности полученных голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Выборы, проводимые по этой системе, являются только партийными. Каждая партия или избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов.

Пропорциональная система применяется только в многомандатных округах. Избиратель на выборах голосует не за отдельного кандидата, как при мажоритарной системе, а за список партии или блока, кот соответствует его пол взглядам. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия или избирательное объединение получали в парламенте свое представительство – число мандатов, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Так, если за определенную пол партию проголосовало 44 % избирателей по стране, то в парламенте она получит 44 % депутатских мест.

Для определения результатов голосования и пропорционального распределения мандатов устанавливается избирательная квота – это минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Как правило, законы страны не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления. Каждая партия получает по округу столько мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов.

Существует неск. вариантов пропорциональной системы голосования в зависимости от распределения мандатов внутри списка партии или блока.

1. Система с закрытым списком. При таком варианте голосования большие шансы стать депутатами имеют кандидаты, расположенные в начале партийного списка.

2. Система открытых списков. Она означает, что избиратель также голосует за партийный список, но имеет право сам отдавать предпочтение отдельному кандидату, изменять их очередность внутри списка.

3. В ряде стран используется система полужестких списков. При ней первое место предназначено кандидату под номером один, а остальные мандаты распределяются между кандидатами в соответствии с полученными ими преференциями.

4. Имеет место также форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система позволяет избирателю голосовать за нескольких кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам, то есть отдавать предпочтение представителям различных пол партий. В результате этого создается возможность для образования предвыборных партийных блоков.

Преимущество перед мажоритарной.

1. Эта система наиболее демократична. Она позволяет учитывать практически все пол пристрастия граждан страны.

2. Эта система способствует утверждению многопартийности, создает благоприятные условия для пол плюрализма, деятельности небольших пол партий.

3. Она позволяет создать такие центральные и местные органы власти, состав кот. наиболее адекватно отражает соотношение пол сил в стране.

Недостатки:

1. Эта система порождает большое количество соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность его работы.

2. Зависимость депутата от партийной фракции в парламенте.

3. Слабая связь кандидата, а затем и избранного депутата с избирателями. Невозможность последними оценить личные качества своих избранников, поскольку избирается не отдельный человек, а партия.

4. Наличие многопартийности в парламенте способствует формированию коалиционного правительства. Оно всегда менее эффективно и стабильно, чем однопартийное, так как не опирается на парламентское большинство.

5. Возрастание роли мелких партий, кот за поддержку более крупных партий требуют высоких постов в правительстве, что не соответствует их месту в пол системе.

6. Потенциальное увеличение влияния партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно при системе с закрытым списком.

Чтобы уравновесить крайности обоих избирательных систем, в ряде государств мира существует смешанная избирательная система. Например, в России половина депутатов государственной думы (225 чел.) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина – на основе системы пропорционального представительства пол партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого избирательного списка.

В Республике Беларусь в соответствии с новой конституцией и избирательным кодексам сохранена мажоритарная избирательная система выборов. По ней избираются президент, палата представителей национального собрания и депутаты местных советов.

Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Кандидаты в депутаты палаты представителей имеют возможность выдвигаться по любомуизбирательному округу, независимо от места проживания на территории РБ и работы гражданина.

Выборы президента Республики Беларусь в обоих турах считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан республики, включенных в списки избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в президенты, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании.

Выборы депутатов в палату представителей и местные советы в первом туре признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, а во втором туре – свыше 25%.

Для Республики Беларусь более предпочтительной была бы смешанная избирательная система.

Наши рекомендации