Функции государства. Понятие, признаки и классификация функций государства.

Функции гос-ва — основные направления деятельности государства для решения задач и целей.

Признаки:

1. имеют комплексный характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности гос-ва.

2. Функции никогда не бывают нейтральными. Выражают и отражают содержание гос-ва.

3. Связь с целями и задачами гос-ва (война- задача: защита страны-функция обороны).

4. Функции государства не равны функциям его отдельных органов (локальный характер)

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

4) определенные формы реализации функций государства

Классификация:

1) По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.

Внутренние функции – в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические (заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме), социальные и др. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями..

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере. (межд сотрудничество/ интеграция в мировую экономику/ оборона/ борьба с терроризмом)

2) По продолжительности – постоянные, временные;

Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются гос-м на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается гос-я сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона гос-ва забота гос-ва о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют, международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. и др.).

Временные функции возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует гос-во как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию неосновных функций) и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны, всё для фронта – всё для войны и пр.).

3) По социальной значимости – основные, производные;

Основные (приоритетные) функции – это наиболее общие направления деятельности гос-ва по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных гос-х задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).

Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п. Такая классификация представляется весьма неудачной при понимании функции государства как основного направления его деятельности.

4) По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.

Наши рекомендации