Категория экономических, социальных и культурных прав человека

В эту категорию включается сложный конгломерат прав, свобод, деклараций и благих пожеланий, не имеющих юридического содержания, моральных требований и т.п. Например, с одной стороны, во второй половине ХХ века сюда обычно включают естественное и неотчуждаемое право каждого быть субъектом собственности, беспрепятственно пользоваться своим имуществом (status negativus), с другой – права на государственную защиту в области трудовых отношений (status positivus), с третьей – некие “права” на бесплатное получение от общества различных социальных благ (жилище, образование, медицинское обслуживание и т.д.), необходимых человеку в современном социальном государстве с точки зрения принципов гуманизма и человеческого достоинства. Наконец, сюда включают “права” на заботу родителей – со стороны детей, детей – со стороны родителей, и даже некое “право на труд”.

Это связано с условиями возникновения самой категории социально-экономических и культурных прав и, особенно, с происхождением и объяснением большинства притязаний, включаемых в число этих прав.

Так называемые права человека первого поколения (политические и личные права, собственность и свобода беспрепятственно пользоваться своим имуществом) возникли в индустриальном обществе как безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Причем поскольку до второй мировой войны в юриспруденции господствовал позитивизм, то в науке государственного (конституционного) права эти права объяснялись не как естественные, а как октроированные. В постиндустриальном обществе – в наиболее развитых странах после второй мировой войны (хотя трудовое и социальное законодательство развивалось и до войны) сложилось социальное (социальное правовое) государство (см. 1.3.3.), удовлетворяющее социально-экономические притязания большинства членов общества по принципу привилегий, гарантирующее минимальную социальную защищенность (за счет других членов общества) тем, кто оказывается в экономически невыгодном положении, осуществляющее перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и прежде всего – в пользу социально слабых. Эту реальность социального государства правовая доктрина в континентальной Европе отразила в понятиях социально-экономических и культурных “прав человека”, или прав второго поколения. Причем с точки зрения позитивистов, признающих права человека в качестве октроированных прав, нет существенной разницы между всеобщими притязаниями на равную свободу (права первого поколения) и притязаниями социально слабых на привилегии (права второго поколения).

Именно в рамках позитивистской классификации прав человека различаются личные, политические и социально-экономические и культурные права. И поскольку собственность – это не только юридическая, но и экономическая категория, она по этой классификация оказывается в ряду социально-экономических “прав”, хотя по своей природе собственность должна стоять в ряду личных прав (право быть собственником, свобода собственности и т.д.).

В 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Однако далеко не все развитые страны пожелали присоединиться к этому Пакту, требующему государственного признания привилегий, которые, тем не менее, нельзя защитить в суде[150]. Современная естественноправовая, или либеральная, доктрина отрицает собственно правовой характер большинства социально-экономических и культурных “прав”, объясняет их мнимый характер и возможность их реализации исключительно в ущерб личным и политическим правам[151]. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (и многочисленные протоколы к Конвенции), ставящая цель установить общеевропейские стандарты защиты естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, не признает никаких социально-экономических и культурных “прав”, противоречащих формальному равенству, равноправию. Конвенция трактует безусловные права и свободы, включая собственность, а не условные “права” и привилегии.

Использование в данном Комментарии позитивистской классификации, выделяющей категорию экономических, социальных и культурных прав человека, преследует цель показать ее несостоятельность и неправовой характер некоторых понятий, включаемых в эту категорию.

В рамках понятий, произвольно объединяемых рассматриваемой категорией, следует различать:

– социально-экономические и культурные свободы, описываемые понятием status negativus;

– права на свободную самореализацию индивида совместно с другими в области трудовых отношений, описываемые понятием status activus;

– не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которые можно защитить в суде;

– условные социальные права и “права” на предоставление привилегий, которые произвольно устанавливаются в зависимости от благосостояния общества и политики конкретного правительства.

Наши рекомендации