Государство как основной элемент в политической системе
Предмет тгп
Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Государство как основной элемент в политической системе
Понятия «государство» (-это организация полит.власти,содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых,общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории.) и «политическая система общества» (-это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность).соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политиской жизни через призму еобщеобязательности». Именно в этом кастве государство играет особую роль в политической системе,придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем. деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической стеме общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представиля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предзначенным для управления обществом; 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
Методология теории государства и права.
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.
Система методов:
1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.
2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
Правовой обычай
Юридические источники права — официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.
К видам источников права относятся:
Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.
Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:
- в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;
- в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.
Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права — его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая.
Признаки правового обычая:
- локальный характер заключённых в нём норм — норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку;
- имеет юридическую силу — защищается возможностью применения мер государственного принуждения;
- не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом);
- существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.
Сфера действия правовых обычаев — семейное, земельное, наследственное право. Этот источник права сохраняет значительный удельный вес в рамках таких правовых семей как мусульманская, дальневосточная и правовых систем стран Центральной Африки и Океании.
Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности в Российском государстве.
применение права (норм права) – гос-енно-властная деятельность гос органов, а в определенных случаях и общественных организаций, должностных лиц по реализации норм права в конкретном случае. Применение права – одна из форм его реализации, т.е. претворение требований права в жизнь. Применение – это особая форма реализации права. 1. Оно всегда связано с наличием у правоприменителя властных полномочий. Поскольку такими полномочиями граждане не наделены, то и применять правовые нормы они не могут. Они их реализуют в форме соблюдения, исполнения и использования. Применяют нормы права только гос органы, общественные организации (в строго определенных случаях) и должностные лица. Следовательно, это гос-енно-властная деятельность, деятельность, осуществляемая специальными уполномоченными на то сами. Применение права осуществляется в строго определенных з-ном процессуальных (процедурных) формах. Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность. Можно выделить следующие стадии применения правовых норм:
1) установление фактических обстоятельств;
2) выбор и анализ юридической нормы;
3) вынесение правоприменительного решения.
На первой стадии процесса применения норм права, в ходе установления фактических обстоятельств определяются следующие основные факты, которые следуют из диспозиций норм права и влияют непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении или неправильном установлении главных фактов принятое по делу решение должно быть отменено.
Также на этой стадии определяются вспомогательные (иначе – факультативные) факты, которые не влияют напрямую на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти факты могут также отсутствовать. К вспомогательным фактам относят:
1) различные доказательственные факты, способные после установления судом быть доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания;
2) процессуальные факты;
3) проверочные факты, способные подтвердить или опровергнуть предъявленные доказательства. Эти факты должны быть предъявлены вместе с доказательствами. Вместе с тем не подлежат установлению факты, признанные другой стороной, общеизвестные и преюдициальные факты, которые устанавливаются решением или приговором суда, вступившим в законную силу.
На второй стадии, при выборе и анализе юридической нормы (установлении юридической основы дела), юридическую оценку (правовую квалификацию) установленным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела дает правоприменитель. Таким образом, на данной стадии:
1) устанавливается отрасль права;
2) определяется институт права и конкретная норма права;
3) осуществляется проверка нормы, которая призвана устранить все возможные коллизии;
4) устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами.
На третьей, главной, стадии принимается решение по делу. Таким образом, в ходе этой стадии:
1) происходит оценка собранных доказательств;
2) дается окончательная юридическая оценка совершенного;
3) проходит окончательное оформление решения. Решение по каждому делу влечет за собой юридические последствия.
Доказательствами называют фактические данные, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие большое значение для правильного разрешения дел.
Требования, которые предъявляются к доказательствам:
1) относимость, т. е. использование сведений, которые имеют значение для рассматриваемого дела;
2) допустимость, т. е. использование сведений, которые были получены с соблюдением процессуальной формы из установленных законодательством источников;
3) достоверность сведений, которые отражают все обстоятельства рассматриваемого дела;
4) достаточность сведений, которые позволят разрешить возникший юридический спор.
Можно выделить следующие виды доказательств:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевшего;
2) объяснения двух сторон, а также третьих лиц;
3) установленные следствием письменные и вещественные доказательства;
4) аудио– и видеозаписи;
5) показания и заключения, представленные экспертизой.
Принципы и требования, предъявляемые к правоприменению.
. В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.
Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Применительно к юридической ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.
Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она является принципом права, основой правосудия. А. Ф. Кони подчеркивал, что «справедливость должна находить свое выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в правду людских потребностей и возможностей, и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека».
Справедливость юридической ответственности не абстрактное нравственное либо психологическое понятие. Она проявляется в следующей системе формальных требований:
1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;
2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;
3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;
4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;
5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;
6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.
Неотвратимость наступления. Юридическая ответственность (повторим) неразрывно связана с правонарушением. Из указанной связи вытекает принцип неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое правонарушение. Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом (общественное положение, партийная принадлежность, родственные связи и т.д.).
Целесообразность. Неотвратимость ответственности предполагает ее целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и иных неправовых мотивов.
Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к ответственности привлекают родителей, учителей).
Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то несмотря на тяжесть деяния оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т. е. за сам факт совершения противоправного, асоциального явления. В частности, организация или гражданин — владелец источника повышенной опасности обязаны возместить ущерб, причиненный этим источником (например, движущимся автомобилем), и тогда, когда не виновны в причинении ущерба (ст. 1079 ГК РФ).
Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание (например, лишение свободы и конфискацию имущества). Однако за одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.
Нетипичная форма правления
Форма правления– это способ орг-ции высшей власти гос-ва. Она оказывает влияние как на стр-ру верховных гос-ных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, в зависимости от способа передачи власти различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
МОНАРХИЯ – форма правления, при которой: 1)высшая гос-ная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2)власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3)монарх осуществляет функции как главы гос-ва, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие; 4) монарх не несет юр. ответ-ти.
Монархическая форма правления имеет место в Великобритании, Нидерландах, Японии и др.
Виды монархии:
1)абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главный признак – это отсутствие гос-ных органов, которые ограничивают власть правителя;
2)ограниченная – власть монарха ограничена законом или др. высшим гос-ным органом или тем и другим одновременно.
а)если ограничена только законом – конституционная монархия. - при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. (Осман, Саудовская Аравия, Катар).
б)если ограничена высшим органом – парламентская. Право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их (Великобритания, Япония, Швеция).
- правительство формируется из представителей партий, которые получили большинство на выборах в парламент;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
в) дуалистическая. Гос-ная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Монако, Лесото, Бутан). - гос-ная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;- правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
РЕСПУБЛИКА – это такая форма правления, в которой высшая гос-ная власть организуется и осущ-ся народом путем выборов таких органов на опред. срок.Признаки: 1)глава гос-ва избирается народом на опред. срок; 2)срочностью; 3)коллегиальным характером; 4)наличием выборного на опред. срок главы гос-ва; 5)зависимостью от избирателей; 6) юр. ответ-тью главы гос-ва.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных гос-вах. Ее основные формы – президентская, парламентская и смешанная республики.
В президентской республике (США, Бразилия, Мексика): 1)Президент формирует самост-но праввительство (исполнит. орган гос-ная власть);2)Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой гос-ва и правительства и избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом;3)жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность гос-ных органов по отношению друг к другу.В парламентской республике(Болгария, Венгрия, Индия, Италия):1)парламент формирует правит-во; 2)глава гос-ва выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;3)правительство занимает основное место в гос-ном механизме и осуществляет управление страной;4)президент избирается парламентом либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Реальной же главой гос-ва выступает руководитель правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
Смешанная республика(Франция, РФ): В формировании правительства участвуют и президент и парламент. Президент предлагает, парламент одобряет.Является двойная ответ-ть правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.
Унитарное государство
Унитарное го-во характеризуется: 1) одной системой высших органов зак, исп и суд власти. 2) одной конституцией, одной системой законодательства, единой финансовой и налоговой системой, единой системой воор сил. 3) составные части на местах – местные органы, не обладающие признаками суверенитета (Финляндия, Турция, Монголия).
Дополнительные признаки унитарного государства: 1) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос суверенитетом не обладают, не имеют своих зак органов. Местные органы влияют на то централизованно унитарное государство или нет. В централизованных, во главе местных органов стоят назначенные чиновники. В децентрализованных избираются населением. 2) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности допускают национальную и законодательную автономию. 3) Все внешние межгос сношения осуществляют центральные органы.
Виды норм права.
Виды правовых норм:
1ая классификация с учетом отраслей права подразделяются на конституционные, адм-ые, гр, уг, др.
2ая с учетом специализации правовых норм и их роли в регулировании общ-ых отношений нормы подразделяются на регулятивные, на охранительные и специальные. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование, т.е. эти нормы устанавливают для участников общ-ых отношений юр-ие права и обязанности. Т.е. эти нормы говорят о том как субъекты должны вести себя в той или иной ситуации. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомачивающие. Запрещающие нормы устан-ют запреты т.е. возлагают пассивные обязанности не совершать определенные действия. В запрещающих нормах обычно встречаются снова, запрещается, не может, не должен. Обязывающие нормы – это нормы возлагающие на субъектов юр-ие обязанности – позитивные обязанности. Обязывающие нормы в отличии от запрещающих требуют от субъектов совершения определенных действий. Встречаются слова: обязан, должен. Если следователь установил факт преступления, то он обязан возбудить дело. Управомачивающие нормы это нормы закрепляют или устанавливают юр-ие права. Также разрешают, дозволяют тех или иных действий. Т.е. субъект может совершать эти действия, а может и не совершать. Охранительные нормы – это нормы которые обеспечивают действие регулятивных норм предусматривая ответственность за их нарушение. Специальные нормы (специализированные, спец-го действия) – самостоятельного участия в регулировании общ-ых отношений не принимают. Они регулируют общ-ые отношения совместно либо с регулятивными, либо с охранительными. Спец-ые нормы подразделяются на общезакрепительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные и оперативные. Общезакрепительные – это нормы определяющие сами общие условия правового регулирования общ-ых отношений. Декларативные – это нормы принципы, т.е. нормы закрепляющие определенные принципы права. Дефинитивные нормы – нормы-определения, в них дается определение тем или иным понятиям. Коллизионные – нормы призванные устранять противоречия в сис-ме права. Ст. 15 конституции – если в междун. договоре есть противоречие законодательству России то действуют нормы междун-го договора. Оперативные – это нормы с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие либо отменяется. 3я классификация с учетом метода правового регулирования нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные – это нормы с категорическим предписанием. Изменять предписания этих норм участники общ-ых отношений не могут. Большинство норм права императивные. Диспозитивные – разрешают участникам общ-ых отношений выбрать иной вариант поведения, чем тот, который установлен нормой права. Диспозитивных норм больше всего в гр-ом праве. Такие нормы содержат слова: Если иное не предусмотрено договором или соглашением. Поощрительные – нормы, предусматривающие определенные поощрения, льготы за то или иное поведение. Рекомендательные – это нормы, в которых даются определенные рекомендации совершать те или иные действия в определенных ситуациях.
Юридическая практика.
Юр практика — это деятельность компетентных субъектов по изданию (толкованию, применению и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Под структурой юридической практики понимается такое ее строение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.
Юридическая практика — образование полиструктурное, включающее, в частности, логическую, пространственную, временную, стохастическую и иные структуры.
Структурный анализ предполагает исследование юридической практики в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть систему образующих такую практику внутренних свойств и элементов, форма — показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.
Конституирующими элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.
Объекты практики — это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов.
Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование практики (суд, арбитраж и т.п.). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. Участники юридической практики — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых операций. В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие.
Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).
В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Все средства можно подразделить на общесоциальные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (правотворческую, судебную и т.п.).
Способ — это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности.
Система способов и методов составляет в своей основе юридическую тактику (праворазъяснительную, следственную и т.п.).
Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Для установления результативности практической деятельности он соотносится с целями (задачами), которые ставятся в конкретной социально-правовой ситуации.
Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, результатах деятельности наиболее рационального, целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической практики.
Признаки правовых отношений
урегулированное правом общественное отношение;
возникает, изменяется или прекращается на основе норм права;
субъекты взаимосвязаны субъективными правами и обязанностями;
носят волевой характер;
возникает по поводу определяемого блага, ценности;
охраняется государством.
Виды правовых правоотношений
Виды правовых отношений:
1) по отраслевому признаку:
государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.
2) по функции:
регулятивные - возникают из правомерных действий субъектов; охранительные - возникают из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.
3) по степени конкретизациии и субъектному составу:
абсолютные (точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации);
относительные (строго определены обе стороны, например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"; их можно назвать поименно);
общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности - право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п., а равно обязанностей - соблюдать законы, правопорядок). Возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений
4) по степени сложности:
простые (между двумя субъектами);
сложные (между несколькими или даже неограниченным числом субъектов);
5) по продолжительности:
кратковременные; долговременные.
Виды правоотношений
Правоотношения в юр-ой науке принято классифицировать по различным основаниям.
1ая классификация по отраслевому признаку т.е. с учетом отраслей права правоотношения подразделяются на конституционные, адм, гр, уг, и тд.
2ая классиф-ия с учетом осн. видов правовых норм правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.
3я классиф-ия с учетом поведения обязанной стороны правоотношения делятся на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). В активных правоотношениях обязанная сторона должна вести себя активно т.е. совершать определенные действия. В пассивных обязанная сторона вести себя пассивно т.е. воздерживаться от совершения определенных действий (Никто не в праве посягать на чужую собственность).
4ая классификация – по степени определенности субъектов (участников) правоотношений. Правоот-ия подразделяются на относительные, абс-ые и общие. В относительных правоот-иях чётко определены и конкретизированы обе стороны: управомоченная и обязанная. В абстрактных провоот-иях четко определена и конкретизирована управомоченная сторона. Обязанной стороной является любой и каждый. Общие правоот-ия – в них четко не определены и не конкретизированы обе стороны
Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Материальные блага – предметы материального мира. Эти объекты характерны для имущественных гражданско-правовых отношений.
Нематериальные блага (личные) – жизнь, здоровье, свобода, честь. Эти объекты присущи правоотношениям, возникающим в связи с совершением уголовных преступлений.
Продукты духовного творчества – произведения скульптуры и живописи, литературы и кино, музыки и сценичного искусства, открытия и изобретения – все результаты интеллектуальной деятельности человека.
Ценные бумаги и официальные документы – акции, государственные обязательства, деньги, личные документы и т.п.
84 Англосаксонская правовая семья
1 Англосаксонской правовой семьей принято считать совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.
2. В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла 4 основных этапа:до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права', основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждой местности;1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание (в противовес местным обычаям) общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка: нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;1832 г. - наши дни- судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости; (то есть при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом (судебный прецедент), так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.
3. Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи
являются:
ü индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов;
ü приоритет прав человека (защищаемых судом);
ü главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право материальное;
ü отсутствие четкого разделения права на частное и публичное;
ü отсутствие отраслевых кодексов.
85 Органы судебной власти
Российская судебная власть в целом едина, однако условно её можно подразделить на: 1.конституционное правосудие.2.общее правосудие. 3.арбитражное правосудие. Конституционный суд -орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт, в случае признания его неконституционным. Он решает вопросы, между фед.органами гос.власти,между органами гос.власти РФ, между высшими гос.органами субъектов рф. Верховный суд-высший судебный орган, по гражданским, уголовным, админ. и другим делам, подсудным общей юрисдикции. Это суд 1 инстанции. Арбитражный суд-высший судебный орган по эконом. вопросам