Технология проведения занятия
Во время проведения круглого стола планируется обсудить:
1. Сферу юрисдикции (основные полномочия) Конституционного Суда РФ.
2. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской.
3. Порядок назначения на должность судьи Конституционного суда Российской Федерации, срок полномочий.
4. Классификацию принципов конституционного судопроизводства.
5. Организационные формы конституционного судопроизводства.
6. Поводы и основания обращения в Конституционный суд Российской Федерации.
7. Общие требования к обращению в Конституционный суд Российской Федерации.
8. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном суде Российской Федерации.
9. Виды доказательств в конституционном судопроизводстве и особенности процесса доказывания в конституционном судопроизводстве.
10. Виды решений Конституционного суда Российской Федерации.
Рассмотрение отдельных вопросов темы проводится в виде разбора конкретных ситуаций.
Студенты получают домашние задания. На семинарском занятии обсуждаются результаты, оценивается правомерность действий участников, анализируются допущенные ошибки.
Ситуация № 1:
Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудникова А.Н. по мотиву, что Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», установлен срок для представления документов в регистрирующий орган в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, а также последствия несоблюдения данного срока, которые направлены на реализацию принципов публичности и достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, и не исключают возможность восстановления прав заявителя с использованием гражданско-правовых способов их защиты (статья 12 ГК Российской Федерации), в связи с чем, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права А.Н.Дудникова в указанном в жалобе
аспекте. Укажите, каким требованиям не отвечает жалоба гражданина.
Ситуация № 2:
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 29 мая 2014 года № ПР-3 отказал гражданке М.И.Образцовой в принятии к рассмотрению ее жалобы на судебные решения по гражданскому делу, поскольку во вновь поступившем обращении М.И.Образцова ставит вопросы, аналогичные ранее поданной жалобе, по которой в Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению.
Прокомментируйте вышеуказанное Определение в контексте части первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Ситуация № 3:
Парламент Чеченской Республики обратился вКонституционный Суд Российской Федерации сзапросом о соответствии Конституции Российской Федерации законоположения, связывавшего невозможность поступления на государственную гражданскую службу и нахождения на этой службе с признанием гражданина Российской Федерации не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, как нарушающих принцип равенства в отношении реализации гражданами права на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Назовите критерии допустимости запроса о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти и пределы проверки Конституционного Суда Российской Федерации?
На семинаре студенты-консультанты, рассмотревшие конкретные ситуации, сообщают о результатах остальных студентам. Преподаватель предлагает остальным студентам разобрать конкретные ситуации и обсудить правильность решений, предлагаемых студентами-консультантами.
В работе круглого стола участвуют все студенты, пришедшие на занятие.
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают основные характеристики конституционного судопроизводства, правильные решения задач.
Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов каждому участнику тренинга (баллы заносятся в рейтинговую ведомость за работу в семестре).
Тема 5. «Практика деятельности Конституционного суда РФ»» - 2 часа
(форма проведения занятия – тематическая дискуссия)
1.Особенности производства в Конституционном Суде РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
2.Особенности производства в Конституционном Суде РФ дел о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Бюджетный процесс на федеральном уровне.
3.Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции.
4.Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод.
5.Особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел конституционности законов по запросам судов.
6.Соотношение правовой позиции и решения Конституционного Суда РФ.
Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.
Тактическая цель занятия в результате изучения темы студенты должны уяснить полномочия Конституционного суда Российской Федерации, субъекты права на обращение в Конституционный суд Российской Федерации, порядок и виды обращений, требования по форме и содержанию обращений, критерии допустимости обращений, процессуальные особенности рассмотрения Конституционным судом отдельных категорий дел.
Технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание студентам: Проанализировать Определение Конституционного суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартыненко Дмитрия Романовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (№333-О от 17.02.2015). Сформулировать основания отказа Конституционного суда в принятии жалобы к рассмотрению.
Во время проведения дискуссии планируется обсудить:
1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Принципы и порядок разграничения подсудности дел о конституционно-правовых вопросах и спорах о компетенции между Федеральным Конституционным Судом и конституционными судами субъектов Российской Федерации.
3. Стадии конституционного судебного процесса, принципы его осуществления.
4. Понятие актов Конституционного суда Российской Федерации, их виды.
5. Порядок принятия итоговых решений конституционного суда, и требования предъявляются к содержанию решений Конституционного суда.
В процессе подготовки к дискуссии студенты готовят выступления, разрабатывают презентации по рассматриваемым вопросам, схемы судебного конституционного процесса.
Отдельные вопросы изучаются в форме решения юридических задач. Студенты заранее получают домашние задания. На семинарском занятии обсуждаются результаты, оценивается правомерность действий участников, анализируются ошибки, определяются особенности применения норм финансового права.
Ситуация № 1:
В резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 суд указал, что Федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на его совершенствование в части, устанавливающей ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, с тем чтобы – при сохранении баланса публичных и частных интересов – устранить имеющее место в настоящее время рассогласование правовых предписаний, касающихся негативных последствий неисполнения гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и исключить тем самым возможность несоразмерного ограничения прав граждан, признанных в установленном порядке не прошедшими без законных на то оснований военную службу по призыву. Какой порядок и сроки исполнения названного решения?
Ситуация № 2:
По материалам дела «Маркина», Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2013 года по делу о проверке конституционности пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, предмет обращения в Конституционный суд, указать стадии конституционного судебного процесса, соотношение правовых позиций Европейского суда по правам человека по вопросу конституционности норм, примененных при разрешении судами общей юрисдикции спора между гражданином и государством в лице его органов и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.
При изучении темыпросмотр и обсуждение видеофильмов.
Видеофильм на основе заседания Конституционного суда "По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Воронежской области" (дело №8-П от 22.04.2013.)
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают основные характеристики конституционного процесса, правильные решения задач.
Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов каждому участнику тренинга (баллы заносятся в рейтинговую ведомость за работу в семестре).