Понятие и основные признаки позитивного права.
Позитивное право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Это действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.
Признаки:
1) Исходит от государства – принимается, санкционируется или признается им.
2) Охраняется государством, т.е. нарушение норм права влечет государственное принуждение.
3) Общеобязательность – нормы права распространяют свои действия на все субъекты, находящиеся в сфере действия данной отрасли права, а также, что требования нормы права обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к ней.
4) Формальная определенность – право содержится в определенных формах (правовых актах, прецедентах, правовых обычаях).
5) Иерархичность, согласованность, непротиворечивость норм, составляющих право.
6) Выступает регулятором общественных отношений.
7) Является возведенной в закон волей той социальной группой, что находится у власти.
Сущность права
Право – система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих общ-ую, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урег-ние общ-ых отн-й.
Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти различных Sв общественной жизни.
В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв общественной жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей д-ти.
Подходы к сущности права.
1. классовый. Право – система гарантированных государством юр норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).
2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общества (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии…). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.
3. дуалистический подходпытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.
Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.
37. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.
Два подхода:
1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.
2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом
«Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).
В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.
Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.