Гражданское общество: понятие и основные признаки. Формирование го в России.
Это особое общественное явление, содержанием которого является способность людей к самоорганизации, самоуправлению. К самостоятельному решению своих внутренних вопросов. При этом решение самих вопросов, функционирование осущ-ся без участия гос-ва и в основе лежит частная инициатива. В тех странах, где сущ-ет ГО, гос-во выполняет те функции и решает те вопросы, которые решить общественными силами невозможно (речь идет об обороне страны, о реализации принуждения, общественной безопасности). ГО- это не единичное явление, это образ жизни! Когда люди добровольно объединяются в к-либо общности и участие в таких общностях помогает организовать весь образ жизни.
Например, основа гражданского общества – местное самоуправление, это м быть улица, дом. Здесь концентрируется свой бюджет, распределяются обязанности.
Го существует не только параллельно с гос-ом, но зачастую, находится в оппозиции с гос-ом.
В тех странах, где отсутствует го либо оно не развито, государство вторгается во все сферы жизни общества, включая самый нижний уровень. Самому обществу предоставляется возможность решать только те вопросы, от которых гос-во отказывается.
В основе го лежит психология индивидуализма и концепция индивидуализма. Индивидуализм: некоторые ученые считают, что он характерен для индоевропейцев, он является частью их психологии. Др ученые считают, что психология индвид-ма, как следствие го, есть результат экономических отношений, исторических условий и случайных фактов.
Концепция индивидуализма предполагает признание личности каждого человека в кач-ве высшей ценности и не человек служит общему благу, т е государству, а наоборот, гос-во и общество строятся так, чтобы создать условия жизни для каждого.
Индивидуализм предполагает признание прав и свобод другого человека, готовность поступиться своими правами ради интересов других. Главное в индивидуализме не есть рассмотрение самого себя как высшей ценности (это не эгоцентризм), это прежде всего уважение интересов других. Го предполагает, что у членов общества имеет место частная инициатива и активная жизненная позиция.
Из учебника: наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого го: 1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2 безусловное признание и защита естественных прав человека и гр-на; 3. Легитимность и демократический хар-р власти; 4. Равенство всех перед законом и правосудием; 5. Правовое гос-во, основанное на принципе разделения властей. 6. Политический и идеологический плюрализм; 7 свобода слова, печати, независимость СМИ; 8 невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан.
Признаки го: 1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гр-на; 2. Самоуправляемость; 3. Конкуренция образующих его стр-р и различных групп людей; 4. Свободно формирующееся общественное мнение (плюрализм); - всеобщая информированность, и прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию.
Формирование ГО в РФ:
при Президенте Российской Федерации создан Совет по развитию гражданского общества и правам человека, он является консультативным органом при главе российского государства. образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Начала работу Общественная палата. Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно Закону, Общественная осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
Развитие малого бизнеса является ключевым моментом в реализации идеи ГО. Государство, обеспечивая условия для бизнеса, дает гражданину экономические рычаги для самостоятельного управления своими доходами.
. 2. Правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения.
Правоотношения – урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.
Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.
Если кратко (Матузов, Малько):
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ├────┐
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
│
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ урегулированное правом общественное отношение ├────┤
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│возникает, изменяется или прекращается на основе норм права├────┤
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ субъекты взаимосвязаны ├────┤
│ субъективными правами и обязанностями │ │
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ носят волевой характер ├────┤
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ возникает по поводу определяемого блага, ценности ├────┤
└───────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ охраняется государством ├────┘
└───────────────────────────────────────────────────────────┘
Если подробнее:
1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.
2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.
Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.
4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.
5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на материальные (общие) и юридические (или специальные). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения; в) ценность, благо.
Однако общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические: а) норма права; б) праводееспособность субъектов; в) юридический факт.