Понятие законности. Соотношение категорий: «законность», «правопорядок», «общественный порядок».
Основные подходы к пониманию законности:
1) это точное неукоснительное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками ПО на всей территории страны;
2) это принципили требование такого соблюдения;
3) это методгос руководства общ-ом,, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
4) это режимобщественной жизни, основанный на таком соблюдении.
Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений обладает характерными чертами (признаками). Признаками правопорядкаявляются:
– формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;
– системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;
– государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
– устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами;
– единство. Правопорядок основан на унифицированных политических и правовых принципах, обеспечивается единой системой правовых средств и методов и является единым на всей территории страны.
Говоря о соотношении законности и правопорядка, следует иметь в виду, что, с одной стороны, правопорядок выступает в качестве итогового результата действия законности, формой ее практического воплощения. Вместе с тем, правопорядок не ограничивается законностью. Понимание законности в качестве режима соблюдения требований законодательства придает данному понятию характер системы публичного регулирования, в рамках которой приоритет отдается методам императивно-властного правового воздействия, получающим наиболее яркое проявление в условиях разрешительного типа правового регулирования, а также в ситуациях, обусловленных необходимостью охраны права. Однако правовой порядок вместе с отношениями публично-правового характера образуют частно-правовые отношения, которые регламентируются производными от законов и вместе с тем обладающими определенной самостоятельностью правовыми средствами (договорами, обычаями и т. п.). Кроме того, в основу правопорядка наряду с принципами законности положены общие принципы права, которые при определенных обстоятельствах могут вступать в противоречие с властными предписаниями текущего законодательства. В частности, в условиях тоталитарного государства, как уже отмечалось, не действует принцип верховенства права и соответственно законность утрачивает правовой характер (поскольку требования законодательства изначально противоречат таким общеправовым принципам, как обеспечение правового равенства, гуманность, признание и уважительное отношение к правам и свободам личности и т. д.). Возникает логичный вопрос: является ли правопорядком состояние общественных отношений в условиях, когда законы, регламентирующие общественные отношения, носят противоправный (с точки зрения несоответствия их общим принципам права) характер? Для ответа на этот вопрос нужно еще раз обратиться к проблеме соотношения права и закона.
С точки зрения юридического позитивизма правила поведения, регламентирующие общественные отношения, приобретают юридический характер и становятся собственно нормами права только после того, как их признает в качестве таковых государство. Подобный подход означает, что закон, изданный государством, в любом случае является правовым, а значит, правовым будет являться и порядок, сложившийся под воздействием соответствующих законов. Таким образом, в определенном смысле отождествляются понятия правопорядок и общественный порядок, урегулированный посредством актов государственного волеизъявления – законов. Следовательно, правопорядок как некое состояние урегулированных посредством текущего законодательства отношений свойственен для любого государства, независимо от сложившейся в нем формы политического режима.
В контексте естественноправовой концепции, предполагающей противопоставление (либо, по крайней мере, различение) естественного и позитивного права, ситуация, при которой издаваемые государством законы приобретают противоправный характер (в силу их противоречия ценностям и принципам естественного права), является возможной, следовательно имеет смысл утверждение о том, что в государстве может существовать система законности и вместе с тем отсутствовать правопорядок. В подобном понимании правопорядок и законность будут рассматриваться как взаимообусловливающие категории только применительно к демократическому правовому государству.
Выступая в качестве фактического правового состояния общества, правопорядок в свою очередь является структурным элементом общественного порядка, который складывается из общественных отношений как правового так и неправового характера.253Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.
Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.
В качестве задач, решаемых посредством установления и поддержания общественного порядка, следует выделить:
– обеспечение социального мира и справедливости;
– защиту населения от посягательств на их социальные права и интересы;
– создание условий для поддержания «достойного образа жизни» представителей социально незащищенных слоев;
– гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества.
Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, выражающаяся во взаимодействии и взаимообусловленности этих явлений, их единой социальной природе, общности целевых установок и решаемых задач.
Вместе с тем существуют и достаточно существенные различия. В частности, как уже отмечалось, общественный порядок включает в себя наряду с правоотношениями общественные отношения, урегулированные социальными нормами неюридического характера; таким образом, общественный и правовой порядок соотносятся как часть и целое.
Общественный порядок возникает одновременно с появлением первичных форм социального взаимодействия, в то время как правопорядок представляет собой явление, производное от формирующихся на определенном этапе человеческого развития государства и права.
Наконец, говоря о месте и роли государства, необходимо иметь в виду, что государство (посредством режима законности) может гарантировать правопорядок, оказывать определяющее воздействие на его сущность и содержание. В свою очередь общественный порядок представляет собой объективную категорию, существующую независимо от отношения к нему со стороны официальной государственной власти.