Избирательная система Республики Беларусь
Под избирательной системой в РБ следует понимать сами принципы выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции РБ, которая далее регламентируется избирательным кодексом РБ (Глава 2). В соответствии со ст.38 «граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного, тайного голосования.».
В соответствии со ст.4 Избирательного кодекса, выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов и Референдум являются всеобщими, т.е. не вес имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, при чем в выборах и Референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.
Под свободными выборами, в соответствии со ст.5 Избирательного кодекса, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого голосовать.
Равное избирательное право. Избиратель участвуют в выборах представительных органов государства и в Референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник Референдума имеют только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Прямое избирательное право. Выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо избирают.
Косвенное избирательное право. Понимаются выборы членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета.
Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен.
53. Избирательный процесс (стадии выборов).
Избирательный процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а так же органов местного управления и самоуправления. Это деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий:
· Назначение выборов
· Установление избирательных округов
· Установление избирательных участков
· Создание избирательных органов (комиссий)
· Регистрация избирателей
· Выдвижение депутатов
· Агитационная компания
· Голосование
· Подсчет голосов и установление итогов голосования
· Возможность проведения второго тура или новых выборов
· Окончательное опубликование результатов выборов
Все вышеперечисленные стадии имеют место как на всеобщих (государственных) выборах, так и на частичных (региональных) на конкретных административно территориальных единицах.
Назначение выборов заключается в установлении даты голосования и проведения очередных выборов. Как правило, специальные законы или Конституция имеют в отношении этого специальные указания (ст.81 Конституции определяет, что «выборы Президента РБ назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента». Если должность Президента оказалась вакантной, то срок сокращен(30 – 70 дней); в ч. 3 ст.91 Конституции РБ говорится, что «выборы нового состава Палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палат действующего созыва. Внеочередные выборы проводятся не позднее 4 месяцев со дня прекращения работы Парламента»).
В ряде государств мира эта стадия отсутствует (США).
Установление избирательных округов – территориальные единицы объединяющие граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и органы местного управления и самоуправления.
Как правило, в мире избирательные округа устанавливаются специально, если проводят общие выборы. Ими может быть отдельная административно территориальная единица. Порядок разделения территории на округа имеет весьма важное политическое значение, т.к. это может повлиять на результаты выборов.
Избирательные участки – это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования. Они имеют чисто техническое значение.
Избирательные органы на эти органы (комиссии) возлагается организационное руководство всеми избирательными процессами.
Различают органы:
1. Территориальные (включают центральные, система которых основана на системе политико-территориального устройства. Ныне действуют в избирательных округах, система которых основана на системе территориального устройства государства)
2. Участковые (действуют на избирательных участках. Участковые избирательные органы в мировой практике обеспечивают регистрацию избирателей, организовывают голосование на участке, определяют итоги по избирательному участку).
3. Окружные (обеспечивают регистрацию кандидатов и обеспечивают нормальный ход избирательной кампании, а так же определяет результаты выборов по избирательному округу).
Территориальные органы при наличии окружных обобщают и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных – выполняют так же и их функции. Территориальные избирательные органы, образуемые при всеобщих выборах в низовых административно-территориальных единицах, разделяют на избирательные участки, координирующие работу участковых избирательных органов.
Регистрация избирателей представляет собой необходимые условия осуществления избирателем своего права голоса и означает включение лица в список избирателей, на основе которого он допускается к голосованию. Основное назначение регистрации избирателей – установить до выборов личность человека, имеющего право голоса таким образом, что бы только этот человек мог подать избирательный бюллетень. В мировой практике в зависимости от того на ком лежит бремя регистрации, она считается публичной (обязательной) или личной (добровольной). Списки избирателей обычно постоянной подвергаются корректировке ежегодно или перед выборами.
Выдвижение кандидатов – одна из наиболее важных стадий избирательного процесса. На этой стадии определяется круг лиц из числа которых будут избраны Президент, депутаты Парламента, депутаты местных представительных органов. Мировая практика знает следующие способы:
1. Самовыдвижение (Франция)
2. Группами избирателей (Бельгия)
3. Политическими партиями и общественными организациями (Бундестаг в Германии)
Агитационная компания – эта стадия, как правило в мировой практике, имеет минимальное правовое регулирование, хотя от нее во многом зависит кто конкретно будет избран. Особое место занимает проблема финансирования.
Голосование. В мировой практике считается самой главной стадией избирательного процесса. Именно здесь определяется и совершается народное волеизъявление, в результате которого часть балатирующихся кандидатов становится депутатами либо, если избирательная система допускает не более одного тура голосования, то часть кандидатов получает право балатироваться в следующем туре. В мировой практике процедура голосования зачастую регулируется избирательным кодексом очень подробно. К голосованию допускаются избиратели, состоящие в списке избирателей и подтверждающие свою личность соответствующими удостоверениями.
В мировой практике наряду с традиционным голосованием (с избирательными бюллетенями) все чаще практику ют голосования посредством специальных машин. Считается, что машины не только позволяют наблюдать за движением волеизъявления избирателей в ходе голосования, но так же быстрее определяют его результаты и являются лучшей гарантией от многих возможных умышленных нарушений избирательных законов.
Подсчет голосов. Отданные голоса избирателей подсчитываются сначала на избирательных участках. Причем подсчет производится гласно и начинается немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число голосов отданных по каждому избирательному округу, затем определяется число действительных недействительных ее голосов.
Мировая практика свидетельствует, что избирательные законы обычно четко устанавливают, какие голоса являются недействительными, а в сомнительных случаях разрешается принять решение участковому избирательному органу с обязательным указанием в протоколе.
Документы участкового избирательного органа пересылаются в вышестоящие избирательные органы. Результаты выборов устанавливаются окружными, а в соответствующих случаях центральными избирательными органами.
На каждой стадии избирательного процесса существует возможность конфликтов между его участниками, обусловленных столкновением интересов, возможными ошибками, а в ряде случаев и злоупотреблениями. Общий контроль за соблюдением избирательного законодательства осуществляют избирательные органы (комиссии), решения которых могут быть обжалованы в суде.
54. Виды, порядок образования и основные формы работы избирательных комиссий.
Избирательные органы на эти органы (комиссии) возлагается организационное руководство всеми избирательными процессами.
Различают органы:
4. Территориальные(включают центральные, система которых основана на системе политико-территориального устройства. Ныне действуют в избирательных округах, система которых основана на системе территориального устройства государства)
5. Участковые (действуют на избирательных участках. Участковые избирательные органы в мировой практике обеспечивают регистрацию избирателей, организовывают голосование на участке, определяют итоги по избирательному участку).
6. Окружные (обеспечивают регистрацию кандидатов и обеспечивают нормальный ход избирательной кампании, а так же определяет результаты выборов по избирательному округу).
Территориальные органы при наличии окружных обобщают и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных – выполняют так же и их функции. Территориальные избирательные органы, образуемые при всеобщих выборах в низовых административно-территориальных единицах, разделяют на избирательные участки, координирующие работу участковых избирательных органов.
Регистрация избирателей представляет собой необходимые условия осуществления избирателем своего права голоса и означает включение лица в список избирателей, на основе которого он допускается к голосованию. Основное назначение регистрации избирателей – установить до выборов личность человека, имеющего право голоса таким образом, что бы только этот человек мог подать избирательный бюллетень. В мировой практике в зависимости от того на ком лежит бремя регистрации, она считается публичной (обязательной) или личной (добровольной). Списки избирателей обычно постоянной подвергаются корректировке ежегодно или перед выборами.