Избирательная система Республики Беларусь.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты. Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса.Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов. Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование. Голосование проводится с 8 до 20 часов. К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей.



40 Международные политические отношения: субъекты и формы.

Структуру международных отношений можно предста­вить в виде трех составляющих: субъекты международных отношений, объекты международных отношений, нормативно-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами. Главными субъектами международных отношений на государственном уровне являются: национальные (суверенные) государства и союзы, коа­лиции, межгосударственные объединения, системы госу­дарств (например, Евросоюз, СНГ, Союз Беларуси и России и др.);международные правительственные и межправитель­ственные организации (их более 250): универсальные (ООН), межрегиональные и региональные (Совет Европы, ОБСЕ, ЕврАзЭС и др.), специализированные (Евроатом, Всемир­ная торговая организация, Международный валютный фонд и др.);военно-политические союзы и блоки (НАТО и др.).Участниками международных отношений на негосударственном уровне выступают: международные неправительственные организации (их более 22,5 тыс.), в том числе имеющие статус и функции мировых, многонациональных институтов, и международные неправительственные организации со статусом и функциями национальных, внутренних институтов; международные производственные, финансовые, профессиональные и иные ассоциации, общества, движения и объединения; конкретные личности и индивиды, рядовые граждане. Объектами международных отношений являются миро­вое сообщество в целом, его проблемы и пути их решения я также цели и интересы, которые складываются между участ­никами во всех видах международных отношений. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения).Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений: а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей; б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта; в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.



41. Теории международных отношений

Три наиболее популярных теории в международных отношениях – это реализм, либерализм и марксизм. Реализм или политический реализм является доминирующей дисциплиной с самого начала своего возникновения. Данная теория основывается на трудах Фукидида, Макиавелли, и Гоббса Томаса. Ранний реализм можно охарактеризовать как реакция на межвоенное идеалистическое мышление. Начало Второй мировой войны рассматривалось реалистами как доказательство недостаточного идеалистического мышления. Существует большое количество направлений реализма, однако основополагающими принципами остаются статизм, выживание, самостоятельность и само совершенствование. Предшественником либерализма был "идеализм". Идеализм, или утопианизм, критично рассматривался реалистами. В международных отношениях идеализм – это политическая школа, которая исповедует принцип подчиненности внешней политики государства нуждам внутренней политики. Либерализм утверждает, что государственные предпочтения, а не государственные возможности являются первостепенными определяющими поведения государств. Конструктивизм понимается как теория, ставящая под сомнения идеи неореалистов и неолибералов. Ключевой принцип конструктивизма – это вера в то, что международная политика формируется под воздействием неоспариваемых идей, коллективных ценностей, культуры и социальной идентификации. Конструктивизм доказывает, что международная реальность создана на основе социальных ценностей, которые придают новое значение материальному миру (идеи, близкие к социализму).Данная теория возникла на почве споров вокруг научного метода международных отношений и роли теорий в образовании новых международных сил. Марксистская и неомарксистская теории международных отношений являются отражениями реалистски либеральных взглядов на государство, конфликтующее и кооперирующее перманентно, однако данные теории большое внимание уделяют экономическим и материальным аспектам в системе международных отношений. Подход марксистов доказывает весомую роль исторического материализма и делает вывод, что экономические вопросы в ходе человеческой истории превосходят все остальные, тем самым делая социальный класс предметом изучения в марксизме. Марксистский подход рассматривает международную систему как интегрированная капиталистическая система, преследующая цель накопить как можно больше капитала.

42. Внешняя политика государства

Внешняя политика – это важная часть МО, особый вид деятельности государства, связанный с осуществлением им такого курса в международных делах, который призван регулировать его отношения с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Во внешней политике есть свои собственные цели, они оказывают обратное, достаточно сильное воздействие на внутреннюю политику. Это влияние заметно сейчас, когда усилился международный раздел труда, формируется общее информ. право и т.д. Внешняя политика регулирует отношение данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей интересов на международной арене.

Виды внешней политики: пассивная – такая политика присуща экономически слабым государствам, так как они вынуждены приспосабливаться к международной конъюнктуре;

агрессивная – когда с помощью внешней политики ставиться цель изменить внутреннюю и внешнюю политику другого государства;

активная – заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;

консервативная – охранять достигнутое ранее равновесие между внутренней и внешней политикой.

Функции внешней политики:1.охранительная – связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация направлена на предотвращение угрозы для данного государства на поиск мирного политического решения возникших спорных вопросов. Институтами, способствующими этой функции являются посольства, консульства, представительства и др.2.Информационно-представительская. Органы внешней политики информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими сторонами. Эти органы проводят анализ складывающейся обстановки. В итоге можно предполагать безошибочное принятие решений.3.регулирующая – действия, направленные на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства. Большое значение имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольства и др.).Эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, по отдельности они бессильны. Они свойственны всем государствам, а цели – разнообразны, обусловлены различными обстоятельствами.

Группы целей внешней политики:1. обеспечение национальной безопасности;2. обеспечение роста экономического и политического могущества государства, хотя это зависит от внутренней политики, внешняя политика вносит свою лепту, т.е. она должна обеспечить нормальные условия функционирования государства. 3. обеспечение международной позиции государства, создание положительного имиджа среди других государств мирового сообщества.

44. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

На постсоветском пространстве происходят разные по своей значимости и направленности процессы, влияющие на интеграцию государств Содружества. За семь лет (с 1992 по 1998 г.) в государствах Содружества объем внутреннего валового продукта сократился в среднем на 46 %, в том числе промышленной продукции — на 48 %, продукции сельского хозяйства — на 33 %.По сравнению с годами максимального объема производства (1988—1990) валовой внутренний продукт составил в 1998 г. в Узбекистане — 91 %, Беларуси — 78 %, Казахстане и Кыргызстане — 61 %, Армении — 58 %, России — 56 %, Азербайджане — 39 %, Молдове и Таджикистане — 33 %, Грузии — 30 %.Реальная заработная плата в 1998 г. составляла в разных государствах Содружества от 15 до 60 % от уровня 1991 г. Средняя пенсия (рассчитанная по официальным курсам национальных валют, установленным национальными была в Таджикистане 2,5 дол. США, Армении — 8,2, Украине — 15,8, России — 19,4, Беларуси — 24,1, Узбекистане — 26,4 дол. США. Отношение среднего размера пенсий к средней заработной плате в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Украине составляло менее 30 %, в Беларуси, Казахстане, Молдове и России — около 40 %.Численность безработных в государствах Содружества, включая ищущих работу самостоятельно, без обращения в службу занятости, в 1998 г. превысила 13 млнчеловекВ России их число достигло примерно 8,6 млн человек (12 %), Украине — 2,5 млн человек (10 %), Казахстане — 1 млн человек (14 %), Беларуси — 250 тыс.человек (5 %), Азербайджане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане — примерно 100 тыс.человекРазмеры пособия по безработице не превышают 5—10 дол. США в месяц и составляют к средней заработной плате от 7 % в Беларуси, 13—16 % в Азербайджане и Армении, 18 % в Украине, до 24—28 % в Казахстане и России. Это ставит безработного на грань физического выживания.Если определять черту бедности с учетом дохода, расходуемого на минимальный продовольственный набор из 19 наименований продуктов питания, то более 40 % населения в государствах Содружества оказалось за этой чертой. Только за 1994—1998 гг. общая численность населения государств Содружества уменьшилась на 1 млн 450 тыс. человек. Интеграция на постсоветском пространстве осуществляется между государствами с различным уровнем их индустриального развития и степенью рыночного реформирования экономики. Среди участников Содружества можно выделить группу государств (Беларусь, Россия, Украина), которые имеют достаточно развитую промышленность, в том числе машиностроительную, электронную, авиационную, химическую и другие высокотехнологичные отрасли, транспортную и телекоммуникационную структуру, квалифицированные кадры и общий высокий уровень образования населения.

Наши рекомендации