Понятие и структура политической системы общества

Политическая система общества – это сложное, многогранное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.д.

В философии под системойпонимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

Под структуройпонимается способ связи элементов в целостное образование как сово-купность устойчивых отношений между элементами. Т.о., система – это целостное единст-во элементов и структуры, структура – это способ упорядочения элементов, характеризую-щийся устойчивостью.

Компонентамиполитической системы являются:

- совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

- полит.отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

- полит.нормы и традиции, регулирующие полит.жизнь страны;

- полит.сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

- полит.деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов полит.объединений.

Сторонники боле широкого понимания полит.системы (Бурлацкий, Ильинский) подчеркивают, что полит.организация общества является наиболее существенным элементом полит.системы, поскольку именно через организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение полит.линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.

Вторая точка зрения (Разумович) заключается в рассмотрении полит.системы в качестве составной части полит.организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование полит.системы как части полит.организации общества.

Третья группа исследователей(Чиркин, Тихомиров, Марченко) придерживаются мнения, что понятие полит. системы тождественно понятию полит.организации общества.

Политическая система общества– это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

В современных условиях полит.система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более эффективное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от по-лит.режима различают демократические и тоталитарные полит.системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют полит.системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют и характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других полит.систем.

20. Правовое государство: понятие, признаки.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

21. Социальное государство: понятие, признаки.

Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства. В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства. Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признакамиявляются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении); в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. К последним, в частности, относятся:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.

Государство и личность

Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:

• личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;

Раздел II. Теория государства

• государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство — личность», можно свести к двум подходам:

1) индивидуалистический, личностный, гуманистический {естественно-правовой подход). Этот подход исходит из понимания личности как цели, государства — как средства для достижения цели. Его содержание — права принадлежат человеку от природы.

Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;

2) государственнический, этатический {юридико-позитивистский). Этот подход исходит из понимания государства как цели, а личности — средства для достижения цели.

Его содержание — свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская; государство — источник и гарант прав человека благодаря закреплению их в законе; право и закон не имеют существенных различий; права личности изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможности.

С юридико-позитивистским подходом во многом сходна марксистская теория, которая склона подчинять права человека государственной целесообразности. Различие между ними состоит в том, что марксизм ориентирован на социально-экономическую, классовую детерминацию права (право — возведенная в закон воля господствующего класса), а не на его рациональную самоценность. При марксистском подходе постановка вопроса о правах личности становится излишней вследствие понимания личности как выразителя совокупности общественных отношений.

Если первый подход характерен для демократических государств, то второй — для антидемократических, тоталитарных. В СССР (до середины 80-х гг. н. ст.) преобладал этатический подход к правам человека; для демократического камуфляжа в законодательство (Конституцию) были введены разделы о пра-

rwea 9. Социальное правовое государство

вах, свободах и обязанностях личности. Только в наши дни происходит обретение подлинно демократического представления о правах человека. В отношениях «человек — государство» приоритет принадлежит человеку, а государство и его структуры (ветви государственной власти — законодательство, управление и правосудие) призваны подчинить свою деятельность охране и защите прав человека. В ст. 3 Конституции Украины записано:

«Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства».

Один из основных признаков социального правового государства — связанность государства правом — следует понимать так, что права граждан не являются дарованными государством, а имеют собственное обоснование. Они объективно существуют от рождения человека и неотчуждаемы от него. Поэтому отношения личности и государства должны строиться на основе их связанности взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Как гражданин ответствен перед государством, так и государство ответственно перед гражданином.

Государство:

1. Гарантирует каждому информацию о его правах и свободах;

2. Берет на себя обязанность обеспечить права своих граждан и обеспечивает их реальное осуществление;

3. Предоставляет гражданину свободу проявить себя во всех областях социально-политической жизни, за исключением сфер, прямо оговоренных в законе;

4. Не вправе ограничивать права и свободы гражданина, кроме случаев, прямо предусмотренных законом;

5. Не вправе привлекать к ответственности граждан за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом;

6. Не вправе дважды привлекать гражданина к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение;

7. Гарантирует защиту судом прав и свобод человека и гражданина; |

8. Действует исключительно в рамках закона, имеет установленные конституцией четкие пределы св,оих полномочий;

9. Ответственно за неправомерные действия должностных лиц:

превышение власти, злоупотребление служебным положением.

Раздел II. Теория государства

Правовой институт ответственности государства позволяет создать дополнительные сдержки и противовесы власти, смягчить её автократические проявления, ограничить возможные злоупотребления при помощи подчинения её закону. Созидаемые этим институтом условия обращают властвование в общественное служение, а не привилегию. Соблюдение института ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком и гражданином является одним из основных показателей правовой направленности деятельности государства. Он выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником её осуществления;

10.

Обязано возмещать за свой счет и за счет органов местного самоуправления материальный и моральный ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

В частности, в соответствии со ст.55 Конституции Украины суду дано полномочие пересмотреть решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц в случае их обжалования. Тем самым создан механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность;

11. Гарантирует право гражданина обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина и др.

Ныне стало привычным содержание ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой государство во исполнение обязательств по защите прав человека и гражданина:

а) обеспечивает права всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации;

б) в соответствии с конституционной процедурой законодательного или иного характера предпринимает меры, позволяющие осуществлять эти права;

в) предоставляет каждому, чьи права нарушены, процессуальные правовые средства для их защиты;

Глава 9. Социальное правовое государство

г) развивает возможности использования указанных правовых средств, а также отвечает за действенность их применения.

Личность, являющаяся гражданином государства, в свою очередь, не только реализует права, но и имеет обязанности перед государством и своими согражданами, несет ответственность за их невыполнение:

• пользуется предоставленными ей правами в определенных рамках, установленных законом;

• каждой из ее свобод соответствует обязанность, ибо пользование свободой предполагает воздержание других лиц от препятствующих этому действий. С целью защиты интересов других граждан и общества некоторые ее действия ограничиваются законом;

• осуществляется ответственность любого гражданина, независимо от его должности и общественного положения, за нарушение конституции и законов и т.п.

Как писал украинский правовед Б.А-Кистяковский, «в правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её».

Понятие и сущность права

Право-система правовых норм, выражающая волю правящего класса, являющеся регулятором общественных отношений и гарантированно силами государственного принуждения

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

Признаки права

Право продукт общественного развития, основной норма-тивный регулятор общественных отношений. От других обще-ственных явлений его отличают следующие признаки:

норматив-ность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права (см. Спиридонов Л.И. Теория государ-ства и права. СП.б., 1995. С. 88-89).

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С.С.Алексеев справедливо подчеркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

• для Аристотеля право — это политическая справедливость;

• для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

• для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

• для Р.Иеринга - защищенный интерес;

• для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

• для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Наши рекомендации